Журнал: Наука. Культура. Общество

Рязанова С. В.
О религиозной идентификации новых религиозных сообществ: проблема инструментария

DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2023.29.2.7. EDN: EKJZMK

Рязанова Светлана Владимировна
Институт гуманитарных исследований ПФИЦ УрО РАН, Пермь, Россия


 

Ссылка при цитировании:

Рязанова С. В. О религиозной идентификации новых религиозных сообществ: проблема инструментария // Наука. Культура. Общество. 2023. Том. 29. № 2. С. 75-90.
DOI: https://doi.org/10.19181/nko.2023.29.2.7. EDN: EKJZMK

Рубрика:

Социология религии

Аннотация:

Исследование посвящено проблеме идентификации локальных религиозных сообществ, возникающих в последние десятилетия и имеющих внешне синкретический характер. Основной исследовательский вопрос статьи формируется как проблема установления базовых критериев идентификации, которые могли бы стать основой для составления классификации или типологии. Рассматривается две стратегии установления идентичности – через набор внешних маркеров и путём осуществления самоидентификации через внутреннее определение носителей религиозного сознания. Первая стратегия выбрана как ключевая в силу её большей объективности, вторая используется в качестве средства дополнительной верификации. В качестве объектов, которые можно определить как принадлежащие к одному ряду, выбраны два локальных сообщества, возникших в конце прошлого века на территории внешнего Прикамья и прошедших путь эволюции от православного сообщества до объединения другого типа. В качестве источников для исследования использованы материалы полевых исследований автора (включённые наблюдения, экспертные интервью, полуструктурированные интервью с бывшими членами сообществ и актуальным руководством общин, материалы личной переписки автора с верующими), данные журналистских расследований, уставные документы и сайты обеих организаций в разные периоды времени. В качестве объектов для анализа были выбраны доктринальная часть учения обеих групп и реализуемая культовая практика. Проведённый анализ показал, что оба анализируемых сообщества не могут быть определены как принадлежащие к христианской традиции в силу специфики вероучения, использования набора магических практик и ряда элементов светской культуры. Специфичность идей и ритуалов каждой из групп показала неприменимость классификации для объединений такого рода и использование широких определений. Более корректным представляется не помещение данных групп в ряд религиозных объединений нового типа (новых религиозных движений), а определение их как новых социальных групп как находящихся на стыке религиозной и нерелигиозной сфер общественной жизни.

Ключевые слова:

новые религиозные движения; проблема идентификации; критерии идентификации; религиозные сообщества Прикамья

Литература:

  • 1. Рязанова С. В. Светские формы современной религиозности: эволюция социального мифа // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. 2011. № 11. С. 64–79. EDN NKHHUN.
  • 2. Рязанова С. В. Структура современного религиозного сознания: общее и особенное // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2012. Т. 10, № 3. С. 197–204. EDN PMWVXB.
  • 3. Рязанова С. В. Миф в его соотношении с религиозным и светским типами мировоззрения // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. 2012. № 12. С. 123–136. EDN QAZTFT.
  • 4. Рязанова С. В. Специфика мифа как культурной формы // Вестник Пермского научного центра УрО РАН. 2014. № 4. С. 37–44. EDN THTZTZ.
  • 5. Смирнов М. Ю. Возможно ли отказаться от концепта религиозности при исследовании религии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16, № 2. С. 145–153. EDN VQFWLT.
  • 6. Рязанова С. В. «Народное богословие» в церкви «Семья божия»: сюжеты, образы, мифы // Технологос. 2019. № 1. С. 85–100. DOI 10.15593/perm.kipf/2019.1.07. EDN ZAYNHN.
  • 7. Рязанова С. В. Закрытое религиозное сообщество: стратегия складывания и принципы функционирования // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8, № 2(30). С. 86–100. DOI 10.19181/snsp.2020.8.2.7306. EDN FXZDIZ.
  • 8. Рязанова С. В. Балансы власти в закрытых религиозных сообществах (локальный кейс) // Гуманитарный вектор. 2020. Т. 15, № 4. С. 24–32. DOI 10.21209/1996-7853-2020-15-4-24-32. EDN BSNWNA.
  • 9. Рязанова С. В. Закрытые сообщества как феномен современной религиозной жизни // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2021. № 96. С. 119–135. DOI 10.15382/sturI202196.119-135. EDN WUGCPL.
  • 10. Рязанова С. В. Трансформация православного прихода: от катехизиса до патриотизма (на примере Покровской обители в г. Пермь) // Концепт: философия, религия, культура. 2022. Т. 6, № 4(24). С. 41–54. DOI 10.24833/2541-8831-2022-4-24-41-54. EDN GUCKNP.
  • 11. Mayring Ph. Qualitative Inhaltsanalyse. Grundlagen und Techniken. Weinheim und Basel : Beltz Verlag, 1983. 117 p. ISBN 978-3-407-54649-4.
  • 12. Goffman E. Behavior in Public Places. New York : Free Press of Glencoe, 1963. 248 p.
  • 13. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках распространения национализма / Пер. с англ. В. Г. Николаева. М. : Кучково поле, 2016. 416 с. ISBN 5-93354-017-3.
  • 14. Шорохова В. А. Религиозная идентичность в зарубежных психологических исследованиях: теоретические модели и способы изучения // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5, № 4. С. 44–61. EDN TEOHMX.
  • 15. Swatos W. H. Jr. Church-Sect and Cult: Bringing Mysticism Back in // Sociological Analysis. 1981. Vol. 42, No. 1. P. 17–26. DOI 10.2307/3709699.
  • 16. Hoge D. R., Smith E. L. Normative and Non-Normative Religious Experience Among High School Youth // Sociological Analysis. 1982. Vol. 43, No. 1. P. 69–82. DOI 10.2307/3711419.
  • 17. Robbins T., Anthony D., Richardson J. Theory and Research of Today’s “New Religions” // Sociological Analysis. 1978. Vol. 39, No. 2. P. 95–122. DOI 10.2307/3710211.
  • 18. Stone D. New Religious Consciousness and personal religious Experience // Sociological Analysis. 1978. Vol. 39, No. 2. P. 123–134. DOI 10.2307/3710212.
  • 19. Beckford J. A. Some Questions about the Relationship between Scholars and the New Religious Movements // Sociological Analysis. 1983. Vol. 44, No. 3. P. 189–195. DOI 10.2307/3711499.
  • 20. Beckford J. A. Cults, Controversy and Control: A Comparative Analysis of the Problems Posed by New Religious Movements in the Federal Republic of Germany and France // Sociological Analysis. 1981. Vol. 42, No. 3. P. 249–263. DOI 10.2307/3711037.
  • 21. Aidada A. A. Social Change, Gender Roles, and New Religious Movements // Sociological Analysis. 1985. Vol. 46, No. 3. P. 287–314. DOI 10.2307/3710695.
  • 22. Robertson R. Religious Movements and Modern Societies: toward a Progressive Problemshift // Sociological Analysis. 1979. Vol. 40, No. 4. P. 297–314. DOI 10.2307/3709959.
  • 23. Wallis R. Paradoxes of Freedom and Regulation: the Case of New Religious Movements in Britain and America // Sociological Analysis. 1988. Vol. 48, No. 4. P. 355–371.
  • 24. Berger A. L. Hasidism and Moonism: Charisma in the Counterculture // Sociological Analysis. 1980. Vol. 41, No. 4. P. 375–390. DOI 10.2307/3709891.
  • 25. Davil G. Global Civil Religion: a European Perspective // Sociological Analysis. 2001. Vol. 62, No. 4. P. 455–473. DOI 10.2307/3712436.
  • 26. Johnson B. On Founders and Followers: Some Factors in the Development of New Religious Movements // Sociological Analysis. 1992. Vol. 53, No. S. P. 1–13. DOI 10.2307/3711247.
  • 27. Campbell B. A Typology of Cults // Sociological Analysis. 1978. Vol. 39, No. 3. P. 228–240. DOI 10.2307/3710443.
  • 28. Gussner R. E., Berkowitz S. D. Scholars, Sects and Sanghas: Recruitment to Asian-Based Meditation Groups in North America // Sociological Analysis. 1988. Vol. 49, No. 2. P. 136–170. DOI 10.2307/3711010.
  • 29. Невилл Р. «Бостонское конфуцианство» – корни восточной культуры на западной почве // Проблемы Дальнего Востока. 1995. № 1. С. 138–149.
  • 30. Баркер А. Новые религиозные движения: практическое введение : Пер. с англ. СПб : Русская христианская гуманитарная академия, 1997. 280 с. ISBN 5-88-812-06-x. EDN MCHFLG.
  • 31. Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ. М. : ИФ РАН, 1999. 244 с. ISBN 5-201-02012-7.
  • 32. Григулевич И. Р. Пророки «новой истины»: очерки о культах и суевериях современного капиталистического мира. М. : Политиздат, 1983. 303 с.
  • 33. Григорьева Л. И. Религии «Нового века» и современное государство. Красноярск : СибГТУ, 2002. 399 с. ISBN 5-8173-0113-X. EDN TVYUMD.
  • 34. Гуревич П. С. Нетрадиционные религии на Западе и восточные религиозные культы. М. : Знание, 1985. 64 с.
  • 35. Забияко А. Спасут ли нас чужие боги // Перспективы. 1992. № 2. С. 112–118.
  • 36. Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в России. Религиоведческий анализ. М. : б.и., 2006. 467 с. EDN QUESWT.
  • 37. Клюев Б. И. Неорелигиозные движения в современной Индии // Народы Азии и Африки. 1984. № 6. С. 25–34.
  • 38. Матвеев В. Преданные Кришны - кто они? // Наука и религия. 1990. № 10. С. 25–28.
  • 39. Митрохин Л. Н. Религии «нового века». М. : Сов. Россия, 1985. 157 с.
  • 40. Ткачева А. А. Новые религии Востока. М.: Наука, 1991. 137 с. ISBN 5-02-016913-7.
  • 41. Гоффман Э. Тотальные институты. Очерки о социальной ситуации психически больных пациентов и прочих постояльцев закрытых учреждений / Пер. с англ. А. С. Салина. М. : Элементарные формы, 2019. 464 с. ISBN 978-5-95002-44-4-3.

Сведения об авторах


Рязанова Светлана Владимировна
Институт гуманитарных исследований ПФИЦ УрО РАН, Пермь, Россия
доктор философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2023. Том. 29. № 2.
>> Архив журнала