Сайту Института социологии 20 лет Сайт был открыт в 1998 году и вот так выглядел в конце 1990-х—начале 2000-х (к сожалению, не сохранились изображения большего размера). Возможности сайтов определялись техническим уровнем того времени. Во-первых, скоростью, пропускной способностью интернет-канала. Интернет того времени, по сравнению с сегодняшним, был очень-очень медленный. Информация передавалась по телефонным проводам через модем. Веб-страницы состояли из текста и простых картинок, которые могли быстро загружаться. По таким каналам могло передаваться только небольшое число данных: текст и 1-2 специально подготовленные картинки. Нередко случалось, что скорость загрузки страницы какого-то сайта измерялась в минутах! Вторая проблема – мощность компьютеров. Даже не серверов, на которых размещались сайты, а компьютеров пользователей, посетителей сайта. Трудно сравнить производительность в каких-то конкретных цифрах с современными компьютерами, значительно изменилась технология. Не только процессоры стали быстрее, но и принципиально изменились другие компоненты. Сейчас компьютеры быстрее, мощнее в несколько десятков раз. И, соответственно, успевают за короткое время обработать колоссальный объем информации. А тогда, в конце 1990-х на столах стояли ламповые мониторы размером 14” или 15”, бо́льшого размера были очень дороги. Разрешение монитора 640х480 или 800х600 точек на дюйм. Чтобы понять эту характеристику переведем ее в более привычное понятие -–мегапиксели, количество которых указывается в характеристиках камеры или фотоаппарата. 640х480 -– примерно 0,3 мегапикселя (экран кнопочного телефона), 800х600 соответствует примерно 0,5 мегапикселем. Чуть позже стали доступны мониторы с разрешением 1024х768 точек -– 0,8 мегапикселя. Не трудно оценить, сравнивая с современными смартфонами (у современного дешевого смартфона – 1 мегапиксель, а у более продвинутых моделей – более 3.), каковы были возможности отображения информации на экране. Добавим, что Интернет был не просто платным, оплата была повременной, и не все могли позволить себе Интернет без ограничения по времени. Вдобавок, и трафик, объем полученной информации, был платным. Чем больше информации на странице, тем больше она «весит», тем больше в ней мегабайт. А чем больше мегабайт, тем больше трафик. Эти технические особенности и предопределили требования к сайтам, их аскетизм и некоторую скудность. Наш сайт был не хуже и не лучше других. На нем публиковалась общая информация об институте, объявления о конференциях и семинарах. Время летит быстро, а в области IT-технологий 5 лет – целая эпоха! В 2003 году сайт был создан на принципиально новой основе – с использованием баз данных. Базы данных позволили совсем по-иному строить сайты. Не будем вдаваться в технические особенности, заметим только, что возможности представления информации существенно увеличились. Увеличилась и мощность компьютеров, и скорость интернета. Уже не было временных ограничений для подключения к интернету. Но сохранялся платный трафик. В это время скорость Интернета в организациях была 100 Мбит/с (против максимальной 28,8 в конце 1990-х, типичной – менее 10 Мбит/сек). Все больше использовалось подключение по оптическому каналу связи, более надежному и устойчивому. Существенно выросла мощность компьютеров и возможности мониторов. Выросли и потребности посетителей, им уже было недостаточно читать новости. Сайты стали более насыщенными и разнообразными по представленной информации. В большом объеме стали размещаться фотографии, хотя и в специально подготовленном, специально сжатом формате. Вот таким был наш сайт в 2003 году. Одно из достоинств сайта Института социологии в редакции 2003 года было наличие раздела «Публикации», который к концу 2005 года насчитывал 672 работы. Для сравнения в современной версии портала isras содержатся мета-данных более 5,5 тыс. работ. В 2007 году была проведена ревизия Интернет-ресурсов Института, проанализированы потребности посетителей и наполнение других сайтов. Новая версия вышла в конце года, была представлена на конкурс «Золотой сайт» и удостоена диплома призера конкурса. К этому времени подавляющее большинство сайтов создавались с использованием «админок» — систем управления контентом сайта (CRM), которые дали модератору широкие возможности по работе с сайтом. Уже привычными становились интернет-магазины, покупка билетов через Интернет, да и многие другие полезные сервисы. Изменились параметры мониторов, что позволило размещать на странице бо́льший объем информации. В то время принято было делать сайты «резиновыми» — умеющими изменять размер в зависимости от разрешения монитора. Если разрешение монитора позволяло, то страница сайта раздвигалось, в одной строке размещалось большее количество текста. Новая версия сайта Института получила новый дизайн. Не стоит оценивать внешний вид сайта с позиций сегодняшнего дня, ведь прошло уже более десяти лет. Сайт выполнял и выполняет по сей день две важные функции. Во-первых, он информирует о деятельности Института, теперь уже Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, содержит всю необходимую информацию о подразделениях и сотрудниках института, всех сторонах его деятельности. Во-вторых, сайт содержит постоянно пополняемую, тщательно модерируемую базу публикаций по социологии и политологии. На сайте специально создан раздел «История развития сайта — (https://www.isras.ru/index.php?page_id=2578), чтобы была возможность проследить динамику изменений на сайте. В разделе публикуется информация о существенных изменениях, среди которых и появление новых сервисов и появление новых крупных блоков, разделов сайта. В 2009 году было решено расширить сайт, как бы распараллелить его и выделить в самостоятельные подсайты ресурсы «Публикации» и «Семинары». Каждый подсайт имел свое меню, которое позволяло легко перемещаться по ресурсу, находить нужные сведения. Так сайт перерос в Интернет-портал. Дизайн также был немного изменен. Появился фотоальбом, стали публиковаться и видеоматериалы. Мониторы стали еще больше, и работать с «резиновыми» сайтами стало не очень удобно, приходилось буквально крутить головой, чтобы прочитать строку текста. В принципе, очень длинная строка читается сложно, оптимальный размер соответствует примерно ширине бумаги А4. «Резиновые» сайты уступили свое место сайтам с фиксированной шириной, оптимизированной для комфортного чтения. Исключение составляли сайты, основное содержание которых графические объекты (фотографии, рисунки), а не текст. Сайты портала института имели фиксированную ширину. В том же году начал работать корпоративный сайт, предназначенный для внутреннего использования. Социальные сети зародились довольно давно, но в России широкое распространение получили когда были открыты сети «Одноклассники» и «ВКонтакте», примерно в середине нулевых. Институт обзавелся своими аккаунтами в сетях несколько позже. В 2015 году сайт, а, точнее, интернет-портал приобрел нынешний облик. Кроме основного сайта, который вобрал в себя и официальный сайт и подсайты ресурсов «Публикации» и «Семинары», появился сайт, рассказывающий о работе Института, теперь Федерального центра, в публичной сфере. Важным этапом стало создание отдельных сайтов журналов, издаваемых ФНИСЦ РАН. Эти сайты по своей структуре и информационному наполнению полностью соответствуют требованиям международных баз научного цитирования. Полный список ресурсов Интернет-портал приведен здесь https://www.isras.ru/eresurs.html. И снова технический прогресс обусловил свои требования к сайтам. Наиболее важным событием было завоевание рынка мобильными устройствами: планшетами и смартфонами. Все бо́льше посетителей Интернета стали работать с сайтами с этих устройств. Как уже было отмечено, разрешение экранов мобильных устройств не уступает разрешению мониторов, но размер устройства меньше. А самое главное – управление осуществляется пальцем, а не указателем мыши. Отсюда требования к размеру всех объектов,по которым можно кликнуть (применительно к сенсорным экранам используется термин "тапнуть"). Изменились и требования к меню, его уже надо размещать специальным образом. Эти и другие технологические особенности привели к необходимости разработки так называемого «адаптивного дизайна», т.е. такого дизайна сайта, который позволял комфортно работать и на экране монитора компьютера, и на планшете, и на смартфоне. В 2018 году Институт социологии отмечает свой юбилей – 50 лет со дня создания. Интернет-портал не мог остаться в стороне этого события. В октябре портал Института пополнился новым, юбилейным сайтом http://50year.isras.ru. На сайте собраны архивные фото и видеоматериалы. Планируется постоянно пополнение сайта. Несколько цифр: В составе портала более 5000 страниц Активная аудитория портала – более 50 000 посетителей в месяц, ежедневно – более 2500 тыс. Опубликованы метаданные более 5500 публикаций. Примерно треть с полными текстами. В составе портала 8 сайтов журналов с полнотекстовыми архивами, это более 5000 статей. ___________ Автор благодарит Е. Шлыкову, З. Зарипову и С. Князева за подготовку этого материала.