Пленарное заседание Всероссийской научно-практической конференции «Путь в науку»



21 апреля 2023 года Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета совместно с Южно-российским филиалом Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Путь в науку», провели Пленарное заседание. В качестве основных докладчиков мероприятия выступили: Скворцов Н.Г. (декан факультета социологии СПбГУ, доктор социологических наук, профессор), Сериков А.В. (заместитель генерального директора российского общества «Знание», директор Центра Знаний «Машук» к.с.н., доцент), Ситников А.П. (российский политтехнолог, мастер делового администрирования, доктор психологических наук, доктор экономических наук, профессор), Комиссаров С.Н. (заведующий сектором социокультурных и медиа-коммуникаций Института социологии ФНИСЦ РАН, доктор философских наук, профессор).

Высокий старт научному мероприятию дал Волков Ю.Г., научный руководитель Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, научный руководитель Южно-российского филиала ФНИСЦ РАН, заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор. «Включение преподавателя в разнообразные формы научной коммуникации оценивается как необходимая часть профессиональной деятельности. Участие в работе научно-практических конференций, на которых совмещается рассмотрение теоретических и практических вопросов, обогащает преподавателя, расширяет его общенаучный и специальный кругозор, побуждает к совершенствованию навыков научно-исследовательской работы, формирует педагогический такт. На наш взгляд, конференции способствуют осмыслению участниками актуальных проблем науки; создают возможность для эффективного рефлексирования; дисциплинируют мыслительные процедуры; являются дополнительным условием возникновения нового этапа профессионального роста; стимулируют к строгому оперированию понятиями. Форсированное расширение научных горизонтов побуждает участника научного мероприятия к творческой переработке учебного материала с учетом новых научных достижений, а изложение докладчиками спорных мнений стимулирует обращение слушателей к дискуссионному общению», - отмечает Юрий Григорьевич. В подобных условиях неудивительно, что в центре внимания ученых – социологов, политологов, философов – оказалась проблема консолидации общества, прежде всего российского, характеризующегося дефицитом социальной сплоченности. Ученые в рамках различных дисциплинарных практик пытаются ответить на вопросы о факторах влияния на процесс консолидации и деконсолидации российского общества, о ключевых субъектах, ресурсах и механизмах консолидации, ее идеологических, мировоззренческих и идейных основаниях, методологических ориентирах исследования в контексте вызовов современной эпохи, что позволяет выделить ряд направлений в изучении социальной консолидации и определить специфику социологического дискурса по данной проблематике.

Скворцов Н.Г. обстоятельно осветил доклад на тему «Доверие в эпоху цифровых трансформаций: опыт социологического исследования». Спикером было отмечено, что в условиях снижения генерализированного доверия стала проявляться новая форма доверия – цифровое доверие. Проведенное автором исследование показывает, что уровень цифрового доверия в экономике и обществе высок в сравнении с уровнем межличностного и институционального доверия. Какова социальная структура цифрового доверия? Данные констатируют ситуацию при которой структура цифрового доверия практически идентична социальной структуре обычного межличностного доверия. Для всех показателей цифрового доверия его уровень выше среди лиц с высшим образованием; как правило, уровень доверия у молодежи выше, чем в среднем и пожилом возрасте; уровень цифрового доверия выше у мужчин, чем у женщин. Цифровой мир производит новые формы социального неравенства (явление, получившее название digital divide – цифровой разрыв); появляются те, кто теперь особым образом исключается из этого цифрового мира. В исследовании выделено, что в большей степени цифровой разрыв связан не с различием бедных и богатых (цифровое общение в будущем скорее станет уделом бедных, а офлайн-общение, например, с учителем и врачом смогут позволить себе состоятельные граждане), а с различием в возрасте – пожилые люди, не обладая навыками цифровой грамотности, исключаются из цифрового мира. В незначительной степени цифровое неравенство наблюдается между мужчинами и женщинами – видимо, женщины менее решительно осваивают цифровые технологии и гаджеты. Полагаем, что цифровое доверие при определенных условиях в долгосрочной перспективе вполне может стать локомотивом изменения структуры доверия.

Сериков А.В. в патриотическом выступлении с докладом «Роль педагога и наставника в формировании солидаристских практик в современном российском обществе» отметил, в современных реалиях, важность социальной роли педагога-наставника в духовно-нравственном становлении ученика. Быть наставником – очень ответственная часть работы, которая требует, как глубоких профессиональных знаний, так и знаний в области психологии. В большинстве случаев именно от наставника зависит успех ученика, студента. Когда-то об этой ответственности человека перед обществом, в котором он живет, хорошо сказал римский философ Сенека: «Общество человеческое похоже на свод, где различные камни, держась друг за друга, обеспечивают прочность целого». Продолжая мысль Сенеки, спикер отметил, что прочность обеспечивает каждый из нас, выполняя своё, иногда небольшое и, как может показаться со стороны, не такое уж значимое дело, и всё равно обеспечивая прочность этого громадного свода. Нравственность педагога-наставника, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является ключевым фактором успешного развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание, являясь целостной педагогической системой, выступает интегративной духовно-нравственной функцией педагогической деятельности. В тоже время, духовно-нравственную интегративность обеспечивает педагогика сотрудничества, в основе которой лежит идея партнерства и взаимного уважения друг к другу участников воспитательного процесса.

Ситников А.П., в представленном аудитории докладе «Архаизация российского общества: культурные детерминаты, формы проявления и перспективы развития» особое внимание уделил детерминантам социокультурной трансформации российского общества, доминантные позиции котороц занимает процесс архаизации, который активно включен в общую динамику социокультурных процессов, в том числе традиционализации и модернизации. Расколотое по ценностным и мировоззренческим основаниям, деконсолидированное и испытывающее острый дефицит доверия на всех уровнях, российское общество с низкой социальной ответственностью и субъектностью есть выражение социокультурного кризиса и отсутствия у общества внятной программы социокультурного развития, способности развиваться как-то иначе, чем предлагают варианты догоняющей модернизации и советской архаизации. Российская реальность отличается противоречивым сочетанием традиционного и современного. Переход к инновациям – весьма сложный и зачастую болезненный процесс, поскольку модернизация всегда ставит под вопрос традиционные устои жизни общества, и не каждое общество способно отказаться от традиции в угоду неопределенному, а порой и непонятному новому, особенно в условиях кризисной реальности, на фоне которой разворачиваются внедряемые инновации. Тем не менее, отмечено, что модернизация является объективной необходимостью для современного российского общества, которое так и не смогло стать настолько модернизированным, чтобы на равных конкурировать с мировыми развитыми странами в жизненно важных сферах общественной жизни.

Комиссаров С.Н. в своем выступлении «На переломе веков: социодинамика российской культуры» вербализовал значимость новых информационных технологий, которые сместив центр тяжести инфраструктуры культуры в область СМИ, прежде всего Интернета, перекроили процесс межличностных коммуникаций и запустили процесс виртуализации искусства. Открывшиеся беспрецедентные возможности для взаимодействия и взаимообогащения культур в нынешней геополитической обстановке тепер. В России в деятельности средств массовой информации особое значение приобретает такая принципиально новая функция, как духовная и культурная консолидация раздираемого противоречиями общества и всей огромной страны. В процессе живой дискуссии, аудитория пришла к выводу, что нужна такая модель развития современного культурно-информационного социума, которая была бы ориентирована на полное использование ресурсов российской культуры в практике социально-культурного бытия россиян. В этом и смысл модернизации сферы культуры и искусства, которая призвана создать современную российскую культурную среду, которая отторгала бы всё то, что противоречит духовным идеалам и духовно-нравственной практике россиян. Именно такая культурная среда и позволит создать необходимую модель культуры, сформировать соответствующее общественное мнение, которое не станет игнорировать потенциал ресурсов культуры, накопленный на основе высоких духовных идеалов в политике и экономике.

Пленарное заседание прошло в теплой атмосфере, участники обменялись мнениями, состоялась оживленная дискуссия, которая, несомненно, побудила интенцию аудитории к дальнейшему расширению научных горизонтов и профессиональной самоактуализации.

 


к списку