Презентация монографии А.Л. Андреева «Образование в России Пушкинской эпохи: система, институциональная структура, социокультурные среды» 25 апреля 2023 года в Мемориальной квартире А.С. Пушкина на Арбате прошла презентация монографии главного научного сотрудника Института социологии ФНИСЦ РАН А.Л. Андреева «Образование в России Пушкинской эпохи: система, институциональная структура, социокультурные среды». Автор монографии во вступительном докладе доказывал, что социальную историю российского образования начиная с Петра I и до конца ХХ столетия следует рассматривать как историю успеха. Лишь нескольким странам удалось добиться «образовательного суверенитета» — создать национальную систему образования и науки мирового уровня. Россия не только оказалась в числе этих немногих, но и сумела занять в данной сфере одну из лидирующих позиций, в связи с чем возникает вопрос, когда и как определился этот вектор восходящего развития. В поисках ответа на этот вопрос следует обратить особое внимание именно на пушкинскую эпоху (1810-1830-е гг.), которая стала временем становления плеяды ученых и деятелей образования, труды которых способствовали во второй половине XIX в. мировому признанию отечественной науки, а также многих массовых институтов профессионального образования. При обсуждении книги на этом научном заседании выступили сотрудники ФНИСЦ РАН - доктора социологических наук О.В. Аксёнова и Ю.В. Латов. В полемике с точкой зрения А.Л. Андреева была предложена в значительной степени противоположная точка зрения — что российское образование, как и российское общество в целом, демонстрирует из века в век значительные, но все же ограниченные успехи, когда выдающиеся открытия соседствуют с провалами в их технологическом использовании. Когда было «дней александровых прекрасное начало», то российское образование действительно сделало рывок (элемент которого — основание Царскосельского лицея, где учился А.С. Пушкин), но во второй половине 1810-х произошел «консервативный поворот», в результате которого окно возможностей в значительной степени закрылось, чтобы вновь открыться уже в эпоху Великих реформ 1850-1860-х, которые и заложили настоящий фундамент успехов российского образования и науки. Заседание вела академик Российской академии образования Н.И. Михайлова. В обсуждению книги участвовали также российские литературоведы, философы, социологи, культурологи, историки, а также молодые ученые из Китая, Монголии, Кубы и Республики Корея. Открытое научное заседание стало ярким примером современной научной дискуссии, когда обществоведы ищут «золотую середину» в решении дискуссионной проблемы исторической социологии, подходя к ней с разных сторон. к списку