Парадокс научного прогресса в эволюционном измерении Антоновский А.Ю., Бараш Р.Э.Парадокс научного прогресса в эволюционном измерении // Вопросы философии. 2021. № 11. С. 83-94.ISSN 0042-8744DOI: 10.21146/0042-8744-2021-11-83-94 РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=47225985Размещена на сайте: 08.12.21 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Антоновский А.Ю., Бараш Р.Э. Парадокс научного прогресса в эволюционном измерении // Вопросы философии. 2021. № 11. С. 83-94. DOI: 10.21146/0042-8744-2021-11-83-94 .Antonovskiy A. Y., Barash R.E. The Paradox of Scientific Progress in the Evolutionary Dimension // Voprosy filosofii. 2021. Vol. 11. P. 83–94. DOI: 10.21146/0042-8744-2021-11-83-94 .АннотацияВ статье предлагается эволюционно-теоретическое решение парадокса научного прогресса, зафиксированного Максом Вебером: истинность и объективность как критерии научного дискурса, очевидно, несовместимы с требованием динамического обновления научных истин. Суть авторского решения состоит в приведении к синтезу односторонних концепций научного прогресса: прежде всего проблемного (Т. Кун, Л. Лаудан) и семантического подходов (К. Поппер). Сторонники первой концепции связывают прогресс с поступательным решением научных проблем безотносительно к истинности привлекаемой для этого научной теории. Сторонники второй связывают научный прогресс с постепенным «приближением к истине» (Verisimilitude) и разделяют концепт научного реализма . Авторы интерпретируют научный прогресс как мультистадийную эволюцию науки. В частности, прогресс, по мнению авторов, включает в себя «локальную» и «глобальную оптимизацию», что позволяет им «снять» саму дилемму реалистического и релятивистского (проблемного) понимания научного прогресса. В ходе решения этой сверхзадачи авторы формулируют пять проблем, которые должны быть решены эволюционной концепцией науки. Авторы выявляют позитивное содержание в программе эволюционной интерпретации науки, акцентируя ее способность объяснить сочетание конкуренции и интеграции , характерное для науки и недостижимое для иных коммуникативных систем. Делается вывод о том, что семантическая версия эволюции науки абсолютизирует предметное , а каузальная версия абсолютизирует социальное измерение науки. В заключение авторы концентрируются на решении проблемы рассогласованности между ориентацией науки на «глобальный оптимум», с одной стороны, и ориентацией форм органической эволюции на «локальные оптимумы», с другой.Ключевые слова: эволюция научного знания научная теория научный прогресс системно-коммуникативная теория evolution of scientific knowledge scientific theory scientific progress system communication theory Рубрики: История и теория социологииСоциология наукиВозможно, вам будут интересны другие публикации:Antonovskiy A.Y., Barash R.E. The Evolutionary Dimension of Scientific Progress, Social Epistemology, DOI: 10.1080/02691728.2021.2000662. Published online: 28 Nov 2021.Антоновский А.Ю., Бараш Р. Э.Наука об обществе и понятие сложности. К 30-летию Die Wissenschaft der Gesellschaft Никласа Лумана // Эпистемология и философия науки. 2020. Т. 57. № 4. С. 171–184.Антоновский А.Ю., Бараш Р. Э.«Система социологии» Питирима Сорокина и системно-коммуникативный подход // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 6. С. 528—548.Антоновский А.Ю., Бараш Р. Э.«Детекторы реальности» и семантические парадоксы: научная рациональность на языке понятий системно-коммуникативной теории // Вопросы философии. 2023. № 10. С. 146-150.Антоновский А.Ю., Бараш Р. Э., Никифоров О.В.Любовь и брак. Идеология воспроизводства // Никлас Луман. Любовь как страсть. Кодирование интимности. Перевод с немецкого – Александр Антоновский. При участии: Раиса Бараш (гл. 14). ред. пер. – Олег В. Никифоров – Москва : изд-во «Гнозис»/«Логос», 2023. С. 202-219.