Образование в сетевом обществе: навыки ХХI века
Михайленок О.М., Щенина О.Г.
Образование в сетевом обществе: навыки ХХI века // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 19 / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М. : Новый Хронограф, 2021. – С. 199-218.

Глава из книги: Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 19 / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. – М. : Новый Хронограф, 2021. – 488 с.
ISBN 978-5-94881-513-8
DOI: 10.19181/ezheg.2021.8
Размещена на сайте: 15.12.21
Ссылка при цитировании:
Аннотация
Статья посвящена анализу процессов, происходящих в образовании на этапе становления сетевого общества. Предпринята попытка характеристики различных аспектов структуры системы образования, содержания образовательного дискурса. Показано, что в обществе в процессе перемен формируется новый социальный заказ: в большей мере востребованы компетенции, позволяющие реализацию на практике принципов знаниево-цифровой экономики — навыки ХХI века. Предполагается, что навыки ХХI века становятся центральным элементом глобальной образовательной повестки дня. Компетентностный подход позволяет сосредоточить усилия образовательного сообщества на развитии человека, изменении его мышления, в том числе и в связи с «удвоением» социальной реальности — появлением ее виртуальной и реальной составляющих (причем дистанция между ними стремительно сокращается). Авторы статьи предпринимают попытку анализа образовательных результатов российских школьников в ряде национальных и международных мониторинговых исследований качества образования. Они рассматриваются в контексте оценки уровня сформированности компетенций, прежде всего функциональной грамотности на основе компетентностного подхода (читательская, естественнонаучная, математическая грамотность как элементы функциональной грамотности). В статье также представлена авторская точка зрения на анализ процедур исследований качества образования на примере ЕГЭ.
Ключевые слова:
сетевое общество, образование, компетенции, качество образования, международные сравнительные исследования качества образования network society education competencies quality of education international comparative studies on educational qualityРубрики:
Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:
- Щенина О. Г.
Трансформация образования в контексте достижения образовательных результатов // Образ действия. 2023. Вып. 3 «Реализуем ФГОС ОО. Социально-гуманитарное образование. Лучшие практики». С. 80–91. - Михайленок О. М., Щенина О. Г.
Социальное и политическое в образовательных практиках // Преподавание истории и обществознания в школе. 2023. № 8. С. 45-58. - Михалева М. Н., Потехина И.П.
Родители о качестве школьного образования: динамика мнений // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Сборник научных трудов. Выпуск 2. – М.: Институт социально-политических исследований РАН, 2017. – 448 с. С. 47-74. - Константиновский Д. Л., Шереги Ф. Э., Михалева М. Н.
Оценка качества среднего образования: анализ динамики за 15 лет // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. Выпуск 3. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2018. С. 132-168. - Константиновский Д. Л., Савинков В. И.
Динамика численности обучающихся в школе и качества общего образования // СОТИС - социальные технологии, исследования. 2019. №1. С. 55-67.