Социальная культура тувинцев и онлайн-пространство Ламажаа Ч.К.Социальная культура тувинцев и онлайн-пространство // Новые исследования Тувы. 2021. № 2. С. 115-129.ISSN 2079-8482DOI: 10.25178/nit.2021.2.10РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46211585Размещена на сайте: 23.12.21 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Ламажаа Ч.К. Социальная культура тувинцев и онлайн-пространство // Новые исследования Тувы. 2021. № 2. С. 115-129. DOI: 10.25178/nit.2021.2.10.Lamazhaa Ch.K-o. Social Culture of Tuvans and Online Space. New Research of Tuva, 2021, no. 2, pp. 115-129. (In Russ.). DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.2.10 DOI: 10.25178/nit.2021.2.10.АннотацияВ статье анализируется проблема как современные технологии стали для тувинцев, помимо всего прочего, своеобразными проводниками архаизации — процесса возвращения к архаическим социальным и культурным связям и смыслам. Источником данных являются результаты авторского опроса тувинцев, пользующихся социальными сетями, мессенджерами. Опрос состоялся в начале 2021 г. методом случайной выборки, охватил 205 человек, ответивших на вопросы анкеты в Google Forms. Российская киберэтнография сегодня больше сконцентрирована на изучении презентации этничности в Интернете. Автор предлагает пойти дальше и рассмотреть сеть как новое пространство для функционирования социальной культуры этноса на примере тувинцев. В основе анализа — идеи антропологов К. Хайн и Г. Рейнгольда, что позволяет говорить о сетевой социальности как факте социальной реальности. Развитие беспроводного Интернета в Туве привело к тем же результатам, что и во всем мире — люди научились действовать совместно в условиях, которые ранее этого не допускали. Значительное число тувинцев имеют группы (родственников, коллег, друзей) в мессенджерах, прежде всего Viber, общение в которых имеет различные социальные «последствия». Чаще всего Viber используется для связи со знакомыми, родственниками (90,2%). Родственные группы насчитывают от 13 до 70 человек, общение в них ведется почти постоянно, чаще всего на тувинском языке; участники обмениваются информацией, новостями и договариваются о совместных действиях. Использование интернет-коммуникаций как возможность сплочения, координации действий позволяет тувинцам максимально результативно участвовать в голосованиях в интернет-конкурсах разного масштаба. Исторический экскурс позволяет увидеть, что пространство социальной культуры тувинцев подвергалась на протяжении истории изменениям, а социальная культура сохранила свои основные ценности — значимость социальных связей родственных групп.Ключевые слова: тувинцы тува социальная культура пространство понимание пространства картина мира социальная сеть мессенджер родственная группа tuvans tuva social culture space understanding of space worldview social network messaging app kin group Рубрики: ЭтносоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Ламажаа Ч. К.Социальные общности и социальные связи тувинцев в XIX - начале XXI в. // Ермолаевские чтения: материалы юбилейной V научно-практической конференции с международным участием, посвященной 100-летию образования Тувинской Народной Республики (26-27 августа 2021 г.). – Кызыл: Изд.отд. НБ им. А. С. Пушкина РТ, 2021. - С. 7-10.Ламажаа Ч. К.Тувинские обряды дагылга в XXI в. // Этнографическое обозрение – 2021. – №2 C. 125-143 [Электронный ресурс]. URL: http://ras.jes.su/ethnorev/s086954150014811-2-1Ламажаа Ч. К.Основные проблемы исследования родства и родственных групп современных тувинцев: паспортизация, терминология и поддержание родства // Новые исследования Тувы. 2021, № 4. С. 6-21.Ламажаа Ч. К.Дети для тувинцев: изменения отношения в социокультурных трансформациях // Новые исследования Тувы. 2021, № 4. С. 57-75.Арутюнова Е. М.Визуальное отражение идентичностей в столицах регионов: опыт исследования в Башкортостане и ХМАО-Югре // Этносоциум и межнациональная культура. 2018. № 7 (121). С. 46-56.