Спикеры региональных законодательных собраний: карьерные пути и каналы рекрутирования Тев Д.Б.Спикеры региональных законодательных собраний: карьерные пути и каналы рекрутирования // Власть и элиты. 2021. Т. 8. № 1. С. 28-65.ISSN 2410-9517DOI: 10.31119/pe.2021.8.1.2РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47430851Размещена на сайте: 03.01.22 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Тев Д.Б. Спикеры региональных законодательных собраний: карьерные пути и каналы рекрутирования // Власть и элиты. 2021. Т. 8. № 1. С. 28-65. DOI: 10.31119/pe.2021.8.1.2.Tev D. Spikery regional'nykh zakonodatel'nykh sobraniy: kar'yernyye puti i kanaly rekrutirovaniya [Speakers of regional legislatures: career routes and recruitment channels]. Vlast’ i elity [Power and Elites], 2021, 8 (1): 28-65. (in Russian) DOI: 10.31119/pe.2021.8.1.2.АннотацияРассматриваются каналы рекрутирования спикеров легислатур субъектов РФ и особенности их карьеры как до избрания, так и после ухода с должности. Эмпирической основой исследования послужила биографическая база данных председателей региональных законодательных собраний всех созывов после окончания полномочий последних советов народных депутатов и до февраля 2019 г. Установлено, что спикеры сильно укоренены в органах политико-административной власти советского общества, хотя доля номенклатурных, прежде всего партийных, кадров имеет выраженную тенденцию к уменьшению. Основным каналом рекрутирования спикеров и местом их работы после отставки являются органы представительной власти, прежде всего региональные легислатуры. Избрание спикеров из относительно опытных депутатов-профессионалов может свидетельствовать об известной автономизации и институционализации законодательных собраний. Впрочем, эта тенденция довольно ограниченна: тесная связь с влиятельными внешними силами (административными, экономическими), контролирующими легислатуру, может выступать «вытягивающим» фактором законодательной карьеры, освобождая спикеров от необходимости предварительного политического «ученичества» в парламенте. Важный канал рекрутирования спикеров —административные органы, прежде всего региональные и местные, что во многом отражает зависимость формирования и функционирования легислатур от губернаторов, стремящихся поставить во главе них персон из своей клиентелы. Существенно реже спикеры работают в административных структурах после отставки, прежде всего на посту губернатора, причем практика их рекрутирования на эту должность была наиболее распространена в 1990-е годы. Значимым источником рекрутирования спикеров служит бизнес, однако непосредственных выходцев из коммерческих организаций (чаще всего из крупных по региональным меркам) относительно немного, что может отражать как важность предварительной политической профессионализации для достижения этого поста, так и контроль над законодательными собраниями со стороны губернаторов, которым частные бизнесмены могут казаться слишком независимыми фигурами для роли спикера. Реже спикеры заняты в бизнесе после ухода с должности, при этом довольно распространены их возвраты в те компании, в которых, они работали до избрания.Ключевые слова: спикеры региональные легислатуры каналы рекрутирования карьера номенклатурный опыт представительные органы административные органы бизнес speakers regional legislatures recruitment channels career nomenclature experience representative bodies administrative bodies business Рубрики: Политическая социологияСоциология элиты обществаВозможно, вам будут интересны другие публикации:Тев Д. Б.Члены Совета Федерации: карьера до вхождения в должность и после прекращения полномочий // Мир России. 2021. Т. 30. № 4. С. 53–78. DOI: 10.17323/1811-038X-2021-30-4-53-78Тев Д. Б.(2020) Высокопоставленные чиновники Администрации Президента РФ: каналы рекрутирования и карьера. Журнал социологии и социальной антропологии, 23(3): 153–187.Тев Д. Б.Региональная административная элита: социально-профессиональные источники рекрутирования и карьера // Власть и элиты. 2022. Т. 9, № 2. С. 146–171.Тев Д. Б.Депутаты Государственной Думы РФ: особенности карьеры после прекращения полномочий // Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 1. С. 106-133.Тев Д. Б.Карьера после ухода из Правительства РФ: некоторые характеристики // Власть и элиты. 2019. Т. 6. № 1. С. 98-138.