Современная коллективная память в России. Перформативный контекст Бараш Р.Э.Современная коллективная память в России. Перформативный контекст // Вестник Российского философского общества. 2021. № 3-4 (97-98). С. 184-194.ISSN 1606-6251DOI: 10.21146/1606-6251-2021-3/4-184-194РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47459872Размещена на сайте: 10.01.22Текст статьи на сайте журнала URL: https://rfo1971.ru/wp-content/uploads/2022/01/1.6-1.pdf (дата обращения 10.01.2022)Ссылка при цитировании:Бараш Р.Э. Современная коллективная память в России. Перформативный контекст // Вестник Российского философского общества. 2021. № 3-4 (97-98). С. 184-194. DOI: 10.21146/1606-6251-2021-3/4-184-194.Barash R.E. Contemporary collective memory in Russia. Performative context. Bulletin of the Russian Philosophical Society. 2021. No. 3-4 (97-98). P. 184-194. DOI: 10.21146/1606-6251-2021-3/4-184-194.АннотацияВ изучении коллективной российской идентичности и актуальных атрибутов исторической памяти российского общества автор использует методологическую рамку перформативных исследований. Обращая внимание на то, что исторические образы и символы не только поддерживают историческое знание обычаями и долговременными ритуалами, но очеловечивают его, автор задается вопросом о причинах низкой эмоциональной сопричастности многих современных россиян недавней истории страны. Недавняя посткрымская консолидация сменилась взвешенным отношением к присоединению Крыма, дискурсивно «сопряженные с Крымом» успехи российской армии и международное положение страны не воспринимаются большинством граждан как серьёзные основания для национальной гордости и, соответственно, как основания для гражданской консолидации. Лидирующие позиции в рейтинге гордости россиян занимают события, связанные с победой в Великой Отечественной войне. Поддерживаемая перформативными усилиями по поиску информации об истории семьи, постпамять большинства россиян о военном времени фундирует гордость за подвиг Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Однако эта постпамять естественным образом ослабевает и теряет свой консолидационный потенциал. В ситуации дефицита недавних примеров конструктивного гражданского коллективного действия, поводы для низовой солидарности и перформативной коллективной памяти и идентичности будут постепенно ослабевать, вновь проблематизируя дискуссию о основаниях гражданской консолидации.Ключевые слова: идентичность память постпамять консолидация identity memory postmemory consolidation Рубрики: Социология семьиСоциология поколенийВозможно, вам будут интересны другие публикации:Бараш Р. Э.Постпамять о советском прошлом как основание российского настоящего // Диагноз современности и глобальные общественные вызовы в социально-философской рефлексии : монография / [Момджян к.х. и др.] ; сост. Момджян к.х., Цуркан Е. Г.; Московский государственный ун-т им. М. В. Ломоносова, Кафедра социальной философии и философии истории философского факультета . - Москва : Изд-во «Логос», ООО «НПТ», 2022. С. 72-86.Бараш Р. Э.Историческая память и историческая компетентность россиян: социологическое измерение // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2021. Т. 4. № 4. С. 93-103.Бараш Р. Э.Семейная история и семейная память в России 2020-х годов // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2023. № 4 (111). С. 141–162.Бараш Р. Э.Семейная память россиян перед вызовами настоящего времени // Социально-политические науки. 2021. Т. 11. № 5. С. 13–26. DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-5-13-26Прошлое, которое не уходит: культурная травма, историческая память и идентичность : [монография] / О. М. Михайленок, А. В. Митрофанова, О. А. Богатова [и др.] ; отв. ред. А. В. Митрофанова ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2023. – 216 с.