Образовательная эмиграция иранских и таджикских студентов в Россию: сравнительный анализ Ростовская Т.К., Афзали М..Образовательная эмиграция иранских и таджикских студентов в Россию: сравнительный анализ // Социальные и гуманитарные знания. 2021. Т. 7. № 4. С. 416-429.ISSN 2412-6519DOI: 10.18255/2412-6519-2021-4-416-429РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=47307126Размещена на сайте: 11.01.22Текст статьи на сайте журнала URL: http://j.uniyar.ac.ru/index.php/dnk/article/view/1235 (дата обращения 11.01.2022)Ссылка при цитировании:Ростовская Т.К., Афзали М.. Образовательная эмиграция иранских и таджикских студентов в Россию: сравнительный анализ // Социальные и гуманитарные знания. 2021. Т. 7. № 4. С. 416-429. DOI: 10.18255/2412-6519-2021-4-416-429.Rostovskaya T. K., Afzali M. Educational emigration of Iranian and Tajik students to Russia: a comparative analysis. Social'nye i gumanitarnye znanija. 2021. Vol. 7. No. 4. P. 416-429. (in Russ.) DOI: 10.18255/2412-6519-2021-4-416-429.АннотацияАкадемическая мобильность студентов – сложное явление, которое играет важную роль в процессе социально-экономического и культурного развития принимающих и отпускающих стран. С началом процесса глобализации перемещение ученых, профес- соров, студентов и т. д. стало проще, быстрее и удобнее, что побудило университеты и научные учреждения привлекать студентов из-за рубежа. Россия, как и многие дру- гие страны, создала проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Однако существуют различные внутренние и внешние факторы, влия- ющие на процесс экспорта российских образовательных услуг. Цель данного исследо- вания – сравнить мотивы иностранных студентов из Ирана и Таджикистана, которые выбрали Россию в качестве страны назначения для продолжения своего образования. В этом исследовании используется качественный подход с задействованием открытых полуструктурированных интервью с иностранными студентами из Ирана и Таджики- стана. Всего было опрошено 33 студента из четырех городов и 6 различных универси- тетов России, из них – 21 мужчина и 12 женщин в возрасте от 20 до 31 года. Результаты этого исследования показывают, что иранские и таджикские студенты, имеющие много общего с точки зрения языка, культуры, ценностей и традиций, различаются по своим мотивам и процессу принятия решений. Академическая мобильность студентов – сложное явление, которое играет важнуюроль в процессе социально-экономического и культурного развития принимающихи отпускающих стран. С началом процесса глобализации перемещение ученых, профес-соров, студентов и т. д. стало проще, быстрее и удобнее, что побудило университетыи научные учреждения привлекать студентов из-за рубежа. Россия, как и многие дру-гие страны, создала проект «Развитие экспортного потенциала российской системыобразования». Однако существуют различные внутренние и внешние факторы, влия-ющие на процесс экспорта российских образовательных услуг. Цель данного исследо-вания – сравнить мотивы иностранных студентов из Ирана и Таджикистана, которыевыбрали Россию в качестве страны назначения для продолжения своего образования.В этом исследовании используется качественный подход с задействованием открытыхполуструктурированных интервью с иностранными студентами из Ирана и Таджики-стана. Всего было опрошено 33 студента из четырех городов и 6 различных универси-тетов России, из них – 21 мужчина и 12 женщин в возрасте от 20 до 31 года. Результатыэтого исследования показывают, что иранские и таджикские студенты, имеющиемного общего с точки зрения языка, культуры, ценностей и традиций, различаютсяпо своим мотивам и процессу принятия решений.Ключевые слова: мобильность академическая мобильность студенты высшее образование миграция россия иран таджикистан, mobility academic mobility students higher education migration russia iran tajikistan Рубрики: СоциологияСоциология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Rostovskaya T.K., Maksimova A.S., Mekeko N.M., Fomina S.N. Barriers to Students Academic Mobility in Russia. Universal Journal of Educational Research, 2020, 8(4): 1218-1227.Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И., Письменная Е. Е., Безвербный В. А.Rostovskaya, T.K., Skorobogatova, V.I., Pismennaya, E.E. and Bezverbny, V.A. (2020), Incoming and outgoing academic mobility in Russia and abroad: main trends, administrative challenges, International Journal of Sociology and Social Policy, Vol. ahead-of-print No. ahead-of-print. https://doi.org/10.1108/IJSSP-03-2020-0091Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И., Очирова Г. Н.Государственное регулирование академической мобильности молодых ученых: российский и иранский опыт // I Российско-Иранский социологический форум. Сборник тезисов докладов участников форума (Москва, 16 – 18 ноября 2020 г.) / Отв. ред. С. В. Рязанцев, Т. К. Ростовская; ФНИСЦ РАН. – М.: ИТД ПЕРСПЕКТИВА, 2020. – С. 426-433.Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И.Правовое и финансовое регулирование академической мобильности молодых ученых: зарубежный опыт // Миграционное право. 2020. № 1. С. 24-28.Рязанцев С. В., Ростовская Т. К., Скоробогатова В. И., Безвербный В. А.Международная академическая мобильность в России. Тенденции, виды, государственное стимулирование // Экономика региона. — 2019. — Т. 15, вып. 2. — С. 420-435.