Возвращение короля или воцарение самозванца? Византийский прообраз истории Лжедимитрия I Ищенко Н.С.Возвращение короля или воцарение самозванца? Византийский прообраз истории Лжедимитрия I // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 110-117.Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — 484 с.ISBN 978-5-89697-381-2DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.10Размещена на сайте: 08.02.22Текст статьи.Ссылка при цитировании:Ищенко Н.С. Возвращение короля или воцарение самозванца? Византийский прообраз истории Лжедимитрия I // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 110-117. DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.10.АннотацияВ монархической Европе, Византии и Руси существует в двух противоположных вариантах один и тот же сюжет о возвращении трона. В Европе он разыгрывается как возвращение короля, в Византии и на Руси — как воцарение самозванца. Подобная инверсия в одном случае и сходство в другом тем более интересно, что византийский принцип наследования ближе к европейскому, чем к русскому. Сюжет о возвращении короля был использован Шекспиром в пьесах «Макбет» и «Ричард III», где изгнанный принц возвращает себе корону с помощью иноземного войска, что воспринимается европейской аудиторией как однозначно счастливый финал. В византийской и русской истории этот сюжет инвертирован: возвращение короля реализуется как воцарение самозванца, начало полномасштабной катастрофы. По этому сценарию развиваются события воцарения в Константинополе царевича Алексея с помощью армии крестоносцев в 1204 г., и воцарение Лжедмитрия в 1605 г. в захваченной с помощью польского войска Москве. Исторические события преломляются в народном сознании греков и русских как история о самозванце, которая начинается там, где заканчивается европейский сюжет. В монархической Европе, Византии и Руси существует в двух противоположных вариантах один и тот же сюжет о возвращении трона. В Европе он разыгрывается как возвращение короля, в Византии и на Руси — как воцарение самозванца. Подобная инверсия в одном случае и сходство в другом тем более интересно,что византийский принцип наследования ближе к европейскому, чем к русскому. Сюжет о возвращении короля был использован Шекспиром в пьесах «Макбет» и «Ричард III», где изгнанный принц возвращает себе корону с помощью иноземного войска, что воспринимается европейской аудиторией как однозначно счастливый финал.В византийской и русской истории этот сюжет инвертирован: возвращение короля реализуется как воцарение самозванца, начало полномасштабной катастрофы. По этому сценарию развиваются события воцарения в Константинополе царевича Алексея с помощью армии крестоносцев в 1204 г., и воцарение Лжедмитрия в 1605 г. в захваченной с помощью польского войска Москве. Исторические события преломляются в народном сознании греков и русских как история о самозванце, которая начинается там, где заканчивается европейский сюжет.Ключевые слова: византия россия возвращение короля культурные архетипы лжедмитрий i падение константинополя династический принцип самозванчество byzantium russia, the return of the king cultural archetypes false dmitry i the fall of constantinople dynastic principle imposture Рубрики: История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Ищенко Н.С.Ослепление претендента на престол в византийской и русской культуре // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 163-176.Малинов А. В.Византийское наследие России в интерпретации В. И. Ламанского // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 74-84.Даренский В.Ю.Трансформация образа Византии в русской историософии // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 84-101.Костин Н.О. Эпистолярный жанр как кросс-культурный механизм философской мысли: переписка Геннадия Схолария и Георгия Бранковича // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 437-444.Бирюков Д. С., Хахалова А. А.Два византистских проекта девятнадцатого века и один двадцатого: И.В. Киреевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 102-109.