Парадокс самоотрицающего разума: Достоевский и Паскаль Фарафонова Д.С.Парадокс самоотрицающего разума: Достоевский и Паскаль // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 35-47.Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — 484 с.ISBN 978-5-89697-381-2DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.3Размещена на сайте: 08.02.22Текст статьи.Ссылка при цитировании:Фарафонова Д.С. Парадокс самоотрицающего разума: Достоевский и Паскаль // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 35-47. DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.3.АннотацияНа протяжении всего своего творческого пути Федор Достоевский непрерывно обращается к мысли Блеза Паскаля, о чем свидетельствуют письма, записи и многочисленные реминисценции, наводняющие тексты его произведений. На факт «духовного родства», связывающего двух великих писателей, указывали Шестов, Бердяев, Розанов; исследованию этой преемственности посвящено несколько работ (Стрельцова, Тарасов, Баршт). В тени до сих пор оставался важный ее аспект, определяющий природу интереса Достоевского к творчеству Паскаля как мастера парадокса, «не утверждающего истины без того, чтобы тут же утвердить истину иную, противоположную». Достоевского привлекала структура парадоксального мышления Паскаля, который в своих «Мыслях» через саму форму аргументирования показывает бессилие разума перед противоречивостью сущего, вместе с тем утверждая его потенциал в этом désaveu de la raison (фигура, глубоко созвучная сути творческих поисков Достоевского). Паскалевская «башня», к построению которой устремлено человеческое сознание, соответствует «хрустальному зданию», в образе которого Достоевский выразил потуги разума свести многоликость бытия к универсальной формуле. Статья посвящена некоторым из ключевых моментов становления этой линии мысли, монологическому рационализму противопоставляющей диалогизм сострадания, негибкой логике разума — «мысль сердца». На протяжении всего своего творческого пути Федор Достоевский непрерывно обращается к мысли Блеза Паскаля, о чем свидетельствуют письма, записи и многочисленные реминисценции, наводняющие тексты его произведений. На факт «духовного родства», связывающего двух великих писателей, указывали Шестов, Бердяев, Розанов; исследованию этой преемственности посвящено несколько работ (Стрельцова, Тарасов, Баршт). В тени до сих пор оставался важный ее аспект, определяющий природу интереса Достоевского к творчеству Паскаля как мастера парадокса, «неутверждающего истины без того, чтобы тут же утвердить истину иную, противоположную». Достоевского привлекала структура парадоксального мышления Паскаля, который в своих «Мыслях» через саму форму аргументирования показывает бессилие разума перед противоречивостью сущего, вместе с тем утверждая его потенциал в этом désaveu de la raison (фигура, глубоко созвучная сути творческих поисков Достоевского). Паскалевская «башня»,к построению которой устремлено человеческое сознание, соответствует «хрустальному зданию», в образе которого Достоевский выразил потуги разума свести многоликость бытия к универсальной формуле. Статья посвящена некоторым из ключевых моментов становления этой линии мысли, монологическому рационализму противопоставляющей диалогизм сострадания, негибкой логике разума — «мысль сердца».Ключевые слова: достоевский паскаль разум сердце парадокс противоречие dostoevsky pascal contradiction heart reason paradox Рубрики: История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Протопопов И. А.Бесконечный разум как основание бытия чувственно воспринимаемых вещей, сообразно принципу причинности и взаимодействия в ранних произведениях Канта // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. С. 179-195.Дука А. В.Произвол и трансгрессия в деятельности элит // Политика и управление государством: Новые вызовы и векторы развития: Сборник статей / Под ред. А.И. Соловьева, Г.В. Пушкаревой. М.: Аспект Пресс, 2019. С. 42-55.Лурье В. М.Аполлон Григорьев, а не Ф.М. Достоевский как автор анонимной рецензии на Стихотворения А.С. Хомякова (1861) в журнале братьев Достоевских Время // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 79-83.Исаков А. Н.Достоевский и Ницше: два образа сверхчеловека // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 30-34.Качанов Ю. Л.Социологическая истина: социально-философский аспект// Официальный сайт ИC РАН. - 2009. URL:http://www.isras.ru/publ.html?id=1134