Евсевий Кесарийский и мученики: от Диоклетиана к Константину



Пантелеев А.Д.
Евсевий Кесарийский и мученики: от Диоклетиана к Константину // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 319-329.

Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — 484 с.
ISBN 978-5-89697-381-2
DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.32

Размещена на сайте: 10.02.22

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Пантелеев А.Д. Евсевий Кесарийский и мученики: от Диоклетиана к Константину // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 319-329. DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.32.

Аннотация

Цель статьи — анализ отношения Евсевия Кесарийского к явлению мученичества и мученикам первых трех веков истории христианства. У Евсевия есть свой собственный взгляд на «правильное» и «неправильное» мученичество, роль этого явления в истории христианства и отношениях с Римской империей, и самое главное, на место мучеников и исповедников в Церкви. В статье демонстрируется, как Евсевий меняет акценты в рассказах о мучениках, какая система ценностей декларируется в «Церковной истории» и в какой степени она соотносится с ранними агиографическими текстами. Он не преуменьшал значение мученичества, но при этом обращал большее внимание на другие формы свидетельства о Христе — проповедь, полемику с еретиками и язычниками, литературную деятельность. Это отношение к мученичеству, переносящее акцент со смерти во имя Бога на повседневное служение и исповедание Бога своей жизнью, сближает Евсевия с александрийской традицией, отраженной в сочинениях Климента, Оригена, Петра и Афанасия. Мученики для Евсевия — важная часть образа прошлого Церкви, а не настоящего и тем более не будущего. Цель статьи — анализ отношения Евсевия Кесарийского к явлению мученичества и мученикам первых трех веков истории христианства. У Евсевия есть свой собственный взгляд на «правильное» и «неправильное» мученичество, роль этого явления в истории христианства и отношениях с Римской империей, и самое главное, на место мучеников и исповедников в Церкви. В статье демонстрируется, как Евсевий меняет акценты в рассказах о мучениках, какая система ценностей декларируется в «Церковной истории» и в какой степени она соотносится с ранними агиографическими текстами. Он не преуменьшал значение мученичества, но при этом обращал большее внимание на другие формы свидетельства о Христе — проповедь, полемику с еретикамии язычниками, литературную деятельность. Это отношение к мученичеству, переносящее акцент со смерти во имя Бога наповседневное служение и исповедание Бога своей жизнью, сближает Евсевия с александрийской традицией, отраженной в сочинениях Климента, Оригена, Петра и Афанасия. Мученики для Евсевия —важная часть образа прошлого Церкви, а не настоящего и тем более не будущего.

Ключевые слова:

раннее христианство преследования мученичество агиография евсевий кесарийски

Рубрики:

История и теория социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: