Лингвофилософские основания и тенденции имяславия // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 140-145. Гравин А.А.Лингвофилософские основания и тенденции имяславия // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 140-145.Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — 484 с.ISBN 978-5-89697-381-2DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.14Размещена на сайте: 10.02.22Текст статьи.Ссылка при цитировании:Гравин А.А. Лингвофилософские основания и тенденции имяславия // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 140-145. DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.14.АннотацияВ данной работе рассмотрены лингвофилософские основания имяславия, сконцентрировано внимание на понятии имени как базового элемента языка и вариативности его понимания в имяславском учении. Исходной точкой различения в подходе к пониманию имени являются две лингвофилософские тенденции, присущие христианскому богословию практически с самого его зарождения: исходящая из платоновского «Кратила» идеализация имени, и, в предельном случае, тотальный панлингвизм, и исходящее из библейской традиции ограничение онтологии имени. При этом отмечается, что обе тенденции имеют свои крайности в виде рационализма или конвенционализма. При анализе различных имяславских подходов также может быть также отмечено различение между не-символическим (раннее имяславие) и символическим (позднее имяславие) пониманиями имени. Сделан вывод о том, что в зависимости от характера именования и онтологического статуса имени (с акцентуацией различных его составляющих) можно определить лингвофилософские особенности того или иного имяславского подхода. В данной работе рассмотрены лингвофилософские основания имяславия, сконцентрировано внимание на понятии имени как базового элемента языка и вариативности его понимания в имяславском учении. Исходной точкой различения в подходе к пониманию имени являются две лингвофилософские тенденции, присущие христианскому богословию практически с самого его зарождения: исходящая из платоновского «Кратила» идеализация имени, и, в предельном случае, тотальный панлингвизм, и исходящее из библейской традиции ограничение онтологии имени. При этом отмечается, что обе тенденции имеют свои крайности в виде рационализма или конвенционализма. При анализе различных имяславских подходов также может быть также отмечено различение между не-символическим (раннее имяславие) и символическим (позднее имяславие) пониманиями имени. Сделан вывод о том, что в зависимости от характера именования и онтологического статуса имени (с акцентуацией различных его составляющих) можно определить лингвофилософские особенности того или иного имяславского подхода.Ключевые слова: имяславие символизм лингвофилософия флоренский булгаков лосев onomatodoxy symbolism linguophilosophy florensky bulgakov losev Рубрики: История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Гравин А. А.Классификация русского символизма в ранних работах Людмилы Гоготишвили // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 208-211.Бирюков Д. С., Хахалова А. А.Два византистских проекта девятнадцатого века и один двадцатого: И.В. Киреевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 102-109.Гравин А. А.Энергийность в постсимволизме Алексея Лосева и Михаила Бахтина в интерпретации Людмилы Гоготишвили // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 183-188.Бирюков Д. С.Пушкин как имяславец: к вопросу о контексте этой темы у Вячеслава Иванова // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 146-152.Петрова Л. А.Имяславская формула Имя Божие есть Бог в понимании С.Н. Булгакова // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 125-131.