Динамика ценностей общения в коммуникативном пространстве молодежи Зубок Ю.А., Чанкова Е.В.Динамика ценностей общения в коммуникативном пространстве молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 1. С. 18–30.ISSN 2072-3016DOI: 10.21685/2072-3016-2022-1-2EDN: WMHQDWРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=48308151Размещена на сайте: 14.04.22 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Зубок Ю.А., Чанкова Е.В. Динамика ценностей общения в коммуникативном пространстве молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 1. С. 18–30. DOI: 10.21685/2072-3016-2022-1-2. EDN: WMHQDW.Zubok Yu.A., Chankova E.V. The dynamics of communication values in the communicative space of youth. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2022;(1):18–30. (In Russ.). doi: 10.21685/2072-3016-2022-1-2 DOI: 10.21685/2072-3016-2022-1-2.АннотацияАктуальность исследования определяется дина- мическими процессами современного российского общества под влиянием различ- ных факторов, главный их которых – пандемия. Исследование динамики ценностей общения молодежи в период с допандемического 2017 г. до острого периода панде- мии в 2021 г. позволила выявить такие характеристики коммуникативного простран- ства молодежи, которые определяют вектор социокультурного развития и ближайше- го будущего российского общества. Цель исследования – выявление связи типов культуры и ценностей общения в характеристиках коммуникативного пространства молодежи. Материалы и методы. Применены концепции социального простран- ства П. Бурдье, информационного общества М. Кастельса, культурного пространства молодежи и социокультурных механизмов формирования и воспроизводства соци- альной реальности В. И. Чупрова и Ю. А. Зубок, коммуникативной компетентности личности в изменяющейся социальной реальности Е. В. Чанковой. Методика иссле- дования опирается на сравнительный анализ данных двух репрезентативных эмпири- ческих исследований Центра социологии молодежи Института социально-политиче- ских исследований Федерального научно-исследовательского социологического цент- ра Российской академии наук в 2017 г. (n = 803, опрошена молодежь 15–29 лет в 28 населенных пунктах 7 регионов РФ, опрос осуществлен методом личного интер- вью) и в 2021 г. (n = 1640, опрошена молодежь 15–29 лет в 133 населенных пунктах 11 регионов РФ, опрос осуществлен методом личного интервью). Результаты. В представленном анализе отражены сравнительные данные о ценностях общения в аспекте терминальных и инструментальных ценностей. Терминальные ценности включают такие целевые ориентации, как внутренняя потребность в общении, полу- чение радости и удовольствия от взаимопонимания. Инструментальные же ценности- средства направлены на оснащение общения конкретными способами и формами, на получение полезных прагматических результатов, включая полезные связи. Пред- ставлены в сравнительном аспекте корреляционная зависимость между типом куль- туры, с которой респонденты себя идентифицируют, и теми ценностями общения, которые они заявляют как значимые. Завершает эмпирическое сравнительное пред- ставление данных о корреляционной зависимости между ценностями общения ре- спондентов и количеством времени, которое они проводят в Интернете. Эмпириче- ские данные представляют собой триаду зависимостей между ценностями общения, которые заявляет о себе опрошенная молодежь, типами культуры, в которых моло- дые люди проявляют свои универсальные культурные потребности, и тем, как это находит отражение в количестве времени, посвящаемом ими Интернету. Ключевые слова: молодежь коммуникативное пространство типы культуры youth communicative space types of culture Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавление Рубрики: Социология культурыВозможно, вам будут интересны другие публикации:Чанкова Е.В., Сорокин О. В.Коммуникативное пространство молодежи в контексте типов культуры // V Чтения памяти В.Т. Лисовского : Материалы Чтений, Москва, 17 декабря 2021 года. – Москва: Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, 2021. – С. 136-141. URL: https://www.isras.ru/publ.html?id=10372Саморегуляция в молодежной среде: типологизация и моделирование : монография / Ю. А. Зубок, О. А. Александрова, М. Б. Буланова [и др.] ; под общ. ред. Ю. А. Зубок ; ФНИСЦ РАН. – Белгород : «Эпицентр», 2022. – 360 с.Зубок Ю. А., Селиверстова Н. А., Зайцева А. А.Социокультурная регуляция смысловых установок молодёжи: инновационный и адаптационный типы культуры // Российское общество и государство в условиях глобальной многополярности. Социально-политическое положение России в 2022 году : [монография] / Н. В. Березина, И. Я. Богданов, Н. М. Великая [и др.] ; отв. ред. В. К. Левашов ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2023. C. 360-388.Зубок Ю. А., Чупров В. И.Культурная жизнь и культурные практики молодежи малых городов: особенности саморегуляции // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 3. С. 140-156.Зубок Ю. А., Чупров В. И., Сорокин О. В., Любутов А. С.Саморегуляция жизнедеятельности молодежи в изменяющейся социальной реальности / I Российско-Иранский социологический форум. Сборник тезисов докладов участников форума (Москва, 16 – 18 ноября 2020 г.) / Отв. ред. С. В. Рязанцев, Т. К. Ростовская; ФНИСЦ РАН. – М.: ИТД ПЕРСПЕКТИВА, 2020. С. 259-271.