Неравенство образовательных шансов в цифровом измерении



Попова Е.С.
Неравенство образовательных шансов в цифровом измерении // Профессиональное образование и рынок труда. 2022 № 1. С. 55–67.
ISSN 2307-4264
DOI: 10.52944/PORT.2022.48.1.004
EDN: NHJPNZ
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=48176473

Размещена на сайте: 18.04.22

Текст статьи на сайте журнала URL: https://po-rt.ru/articles/1339 (дата обращения 18.04.2022)


Ссылка при цитировании:

Попова Е.С. Неравенство образовательных шансов в цифровом измерении // Профессиональное образование и рынок труда. 2022 № 1. С. 55–67. DOI: 10.52944/PORT.2022.48.1.004. EDN: NHJPNZ.
Popova, E. S. (2022). Inequality in educational opportunities in the digital dimension. Vocational Education and Labour Market, 1, 55–67. DOI: 10.52944/PORT.2022.48.1.004.

Аннотация

Предмет. Становится ли цифровизация образования ресурсом редуцирования образовательного неравенства или создает дополнительное измерение к существующему в России неравенству образовательных шансов? Цель. Исследовать степень выраженности экономических и территориальных барьеров в образовании при учете «нового» цифрового измерения. Методы. Исследование проведено с позиций институционального и деятельностного подходов к образованию, основано на вторичном анализе данных, полученных сотрудниками Института социологии ФНИСЦ РАН, эксплораторного анализа данных лонгитюдного обследования экономического положения и здоровья населения. Результаты. Экономический барьер по-прежнему остается заметно высоким и с учетом динамики доходов населения все более ощутимо влияет на доступность образования. Кроме того, разные потенциалы онлайн-инфраструктуры в крупных городах и сельской местности не способствуют преодолению территориального барьера. Анализ статистических данных показал, что цифровизация образования (при наличии соответствующей и устойчивой инфраструктуры) позволяет преодолевать территориальные и экономические барьеры, а также редуцировать неравенство образовательных шансов. Однако на данный процесс существенное влияние оказывают социальный и культурный капитал семьи. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для корректировки существующих и разработки новых программ цифровизации образования и повышения цифровой грамотности населения

Ключевые слова:

образование неравенство барьеры образовательные траектории цифровизация человеческий капитал education inequality barriers educational trajectories digitalization human capital

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: