Трудовые отношения российской рабочей молодежи клиентского сервиса Бочаров В.Ю.Трудовые отношения российской рабочей молодежи клиентского сервиса // Социально-трудовые исследования. 2022. Т. 46. № 1. С. 177-186.ISSN 2658-3712DOI: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-177-186EDN: CYBNNRРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=48182333Размещена на сайте: 23.06.22Текст статьи/выпуска на сайте журнала URL: https://vcot.info/assets/img/magazine/issues/2022/46.pdf (дата обращения 23.06.2022)Ссылка при цитировании:Бочаров В.Ю. Трудовые отношения российской рабочей молодежи клиентского сервиса // Социально-трудовые исследования. 2022. Т. 46. № 1. С. 177-186. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-177-186. EDN: CYBNNR.Bocharov V.Yu. Labor relations of the Russian youth in the customer service industry. Social and labor research. 2022;46(1):177-186. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-177-186. DOI: 10.34022/2658-3712-2022-46-1-177-186.АннотацияОбъект исследования - смещение теоретических акцентов основного фокуса анализа с рассмотрения целостной системы трудовых отношений в сфере промышленного производства к анализу «деформированных» трудовых отношений в сфере клиентского сервиса, произошедшее в последнее десятилетие. Рассматривается тезис о перспективности обращения к новому междисциплинарному подходу, синтезирующему положения неомарксистского (конфликтного) и культурального подходов при анализе трудовых отношений в организациях сферы клиентского сервиса. Цель данной работы - рассмотреть специфику содержания трудовых отношений в сфере клиентского сервиса, опираясь на выполненные с участием автора эмпирические исследования в рамках проекта «Жизненные стратегии молодежи нового рабочего класса в современной России» в 2018-2021 гг. Автор использует общенаучные и специальные методы исследования, в том числе социологический анализ количественных (массовый анкетный опрос) и качественных (фокус-групповое и биографическое интервью) данных. Полученные в организациях клиентского сервиса данные позволяют сделать выводы о неформальном характер трудовых отношений, отсутствии профсоюзов, коллективных переговоров и солидарности среди работников сферы услуг, практиках ненормированного режима рабочего дня обусловленных наличием или отсутствием клиентов и жестком контроле эмоций и трудовых операций рабочего персонала со стороны работодателя. С началом периода пандемии в 2020 г. для рабочей молодежи занятой в организациях клиентского сервиса существенно возросли риски связанные с их увольнением, отправкой в неоплачиваемый отпуск, работой в режиме сокращенного дня и др. Результаты исследования могут быть востребованы органами государственного управления для разработки социально-экономической программы поддержки занятости и эффективного использования трудовых ресурсов сферы клиентского сервиса.Ключевые слова: трудовые отношения новый рабочий класс рабочая молодежь сфера клиентского сервиса пандемия labor relations new working class working youth customer service pandemic Рубрики: Социология трудаЭкономическая социологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Бочаров В. Ю.Занятость молодежи нового рабочего класса организаций общественного питания в период пандемии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2022. Т. 15. Вып. 1. С. 26–46.Бочаров В. Ю., Гаврилюк Т. В.Молодежь нового рабочего класса как объект государственной социальной политики и инвестирования. The Journal of Social Policy Studies, 2021, 19(1). С. 69-84. doi: 10.17323/727-0634-2021-19-1-69-84.Гаврилюк В.В., Бочаров В. Ю., Гильтман М.А.Современное положение молодежи «нового рабочего класса» на рынке труда УрФО // Уровень жизни населения регионов России. 2018. №4(210). С. 42−53.Бочаров В. Ю.Уровень прекаризации рабочей молодежи Урала // Социально-трудовые исследования. 2021. № 42(1). C. 36-44.Бочаров В. Ю.Концепция баланса работы и личной жизни как основание для типологии стратегий трудового поведения рабочей молодежи. Социально-трудовые исследования. 2020; 39(2):113-129.