Концепция пророческого социализма Макса Шелера. Шелер М. Пророческий либо марксистский социализм? Малинкин А.Н.Концепция пророческого социализма Макса Шелера. Шелер М. Пророческий либо марксистский социализм? / пер. с нем. и коммент. А.Н. Малинкина // Дискурс. 2021. Т. 7, № 5. С. 5-24.ISSN 2412-8562DOI: 10.32603/2412-8562-2021-7-5-5-44РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=47195148Размещена на сайте: 23.11.22 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Малинкин А.Н. Концепция пророческого социализма Макса Шелера. Шелер М. Пророческий либо марксистский социализм? / пер. с нем. и коммент. А.Н. Малинкина // Дискурс. 2021. Т. 7, № 5. С. 5-24. DOI: 10.32603/2412-8562-2021-7-5-5-44.Malinkin A.N. The Concept of “Prophetic” Socialism by Max Scheler. Max Scheler. Prophetischer oder marxistischer Sozialismus? Transl. and comments by Malinkin A. N. Discourse. 2021, vol. 7, no. 5, pp. 5–24. DOI: 10.32603/2412-8562-2021-7-5-5-44 (Russia). DOI: 10.32603/2412-8562-2021-7-5-5-44.АннотацияВ статье анализируются концептуальные основы «пророческого» социализма Макса Шелера (1874-1928). Рассматриваются основные принципы новой по тем временам политически-идеологической доктрины, призванной стать, по замыслу ее создателя, «противоядием» марксизму. Автор анализирует аргументацию Шелера, направленную, с одной стороны, против социализма в марксистской трактовке, с другой - на доказательство правомерности использования терминов «христианский социализм» и «христианский пророческий социализм». Социализм Шелер противопоставляет в первую очередь индивидуализму, который он истолковывает в социально- и нравственно-философском смыслах, и лишь во вторую - либерализму и капитализму. Социализм и индивидуализм, предстающие ныне как антагонистические тенденции социокультурного развития, - это для него два одинаково необходимых и взаимосвязанных сущностных начала общественного бытия человека, понимаемого как духовно-телесное социальное существо. Индивидуалистические тенденции, считает Шелер, возобладали над социалистическими на Западе в Новое время, поэтому социализм в его марксистской трактовке и оказался столь востребованным в конце XIX и начале XX вв. Но уничтожение частной собственности противно христианству. «Принудительный коммунизм» несет с собой не рай на Земле, а катастрофу и культурную деградацию, предвещает он. Опираясь на учения отцов церкви и отталкиваясь от католической социальной доктрины, Шелер предлагает свое видение идеального социума в форме «личностной общности» (Personengemeinschaft), соответствующей истинному предназначению человека. В нем индивидуальное и социальное начала находятся в гармонии и взаимообусловленном развитии. «Пророческий» метод постижения социально-исторической действительности, применяемый, исходя из христианско-солидаристского идеала, Шелер противопоставляет материалистическому пониманию истории. Он указывает на три преимущества своей методологии: она учитывает свободу человека, неповторимость исторического события, соединяет в себе все виды и способы человеческого познания, не абсолютизируя научную форму знания. Автор раскрывает глубокое содержание шелеровской дефиниции марксизма как «протестной идеологии угнетенных классов», привлекая к анализу «социологическое учение об идолах» позднего Шелера. В нем он выявляет дорефлексивные предпосылки формирования классовых идеологий. Автор указывает на сущностное родство классовых предрассудков, о которых писал немецкий философ, и национально-ментальных предрассудков политических элит ведущих стран Запада. В заключение он ставит вопрос о том, насколько проблемы, поднятые в статье Шелера, актуальны сегодня в контексте современных российских реалий.Ключевые слова:социализм марксизм коммунизм индивидуализм либерализм капитализм персонализм «пророческий христианский социализм» идеология socialism Marxism communism individualism liberalism, capitalism, personalism, “prophetic Christian socialism” ideology Рубрики: Политическая социологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Левашов В. К., Новоженина О. П.Образ будущего в сознании российских граждан // Третьи декабрьские социально-политические чтения «Как живешь, Россия?». Вызовы пандемии, парламентские выборы и стратегическая повестка дня для общества и государства: материалы науч.-практ. конф. (Москва, 24 декабря 2021 г.) / Отв. ред. В. К. Левашов; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2022. – С. 79-87.Мухачев В. В.Эпохальная веха в истории человечества. К 100-летию образования СССР // Свободная мысль. 2022. №6 (1696). С. 195-210.Бобков В. Н., Бобков Н.В.От реальности к проектированию ноосферного будущего России // Синтез образования, воспитания и науки в ноосферной стратегии инновационного прорыва России: монография / под науч. ред. А.И. Субетто, В.А. Шамахов — Санк-Петербург: Астерион, 2021. С. 146-146.Оганисьян Ю. С.Россия у порога новой революции? Вопрос для дискуссии // История и современность. 2018. № 1-2 (27-28). С. 64-88.Тихонова Н. Е.Социальный либерализм: есть ли альтернативы? // Социальный либерализм / под ред. А.Я. Рубинштейна, Н.М. Плискевич. – СПб.: Алетейя, 2016. С. 74-97.