В объятьях картонных богов: о магии имен, силе слов и фетишизме символического в социальной жизни. Часть II Подвойский Д.Г.В объятьях картонных богов: о магии имен, силе слов и фетишизме символического в социальной жизни. Часть II // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 5. С. 3-25.ISSN 2219-5467DOI: 10.14515/monitoring.2022.5.2329Размещена на сайте: 23.11.22Текст статьи на сайте журнала URL: https://www.monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/2329 (дата обращения 23.11.2022)Ссылка при цитировании:Подвойский Д.Г. В объятьях картонных богов: о магии имен, силе слов и фетишизме символического в социальной жизни. Часть II // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 5. С. 3-25. DOI: 10.14515/monitoring.2022.5.2329.Podvoyskiy D. G. (2022) In the Embrace of Cardboard Gods: About the Magic of Names, the Power of Words and the Fetishism of Symbols in Social Life (Part 2). Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 5. P. 3–25. https:// doi.org/10.14515/monitoring.2022.5.2329. (In Russ.) DOI: 10.14515/monitoring.2022.5.2329.АннотацияВ статье предметом рассмотрения становится феномен символического фетишизма как одно из закономерных проявлений и последствий процесса социального конструирования реальности. Автор исследует логику и механизмы автономизации символических систем в обществе, оборачивающейся, среди прочего, их «гипостазированием» (и реификацией) в индивидуальном и коллективном сознании как специфических сущностей. В фокусе внимания при этом оказываются три интерпретации символического и его бытований в социальной жизни, представленные в трудах П.А. Сорокина, П. Бурдьё и Ж. Бодрийяра. В первой части статьи анализу подвергаются основные положения сорокинской концепции «проводников интеракции» (в частности, идея о фетишизации разных типов проводников и их рикошетном воздействии на использующих их индивидов). Во второй части очерка аналитически реконструируются бурдьеанская трактовка «власти номинации» и бодрийяровская теория гиперреальности (или знаковой вселенной) общества потребления. В каждой из упомянутых концепций фиксируется и иллюстрируется принудительный характер символических структур общества, его знаковых образов и материализованных артефактов, оказывающих мощное влияние на человеческое мышление и поведение. Ключевые слова:фетишизация символического отчуждение символ знак язык проводники взаимодействия власть номинации символический капитал общество потребления симулякр означаемое означающее П.А.Сорокин П.Бурдьё Ж.Бодрийяр fetishization of symbols alienation symbol sign language conductors of interaction power of nomination symbolic capital consumer society simulacra signified signifier P.A.Sorokin P.Bourdieu J.Baudrillard Рубрики: История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Подвойский Д. Г.В объятьях картонных богов: о магии имен, силе слов и фетишизме символического в социальной жизни. Часть I // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 4. С. 3-20.Подвойский Д. Г.«Осторожно, Модерн!», или театр теней современности и его персонажи: инструментальная рациональность — деньги — техника (часть 1) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 4. С. 670–696.Сорокин П.А.Сорокин П. А. Современные социологические теории (включая первую четверть ХХ столетия) / Пер. и сост. А.К. Конюхова и В.В. Сапова; вступ. ст. и коммент. В.В. Сапова. – Сыктывкар: ООО «Анбур», 2020. – 912 сДука А. В.Новый нобилитет российских регионов // Власть и элиты. 2019. Т. 6. № 1. С. 169-196.Подвойский Д. Г.«Осторожно, Модерн!», или театр теней современности и его персонажи: инструментальная рациональность - деньги - техника (Часть 2) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2022. T. 22. № 1. С. 40-57.