От средней к высшей школе: институциональные преобразования и социальные последствия Чередниченко Г.А.От средней к высшей школе: институциональные преобразования и социальные последствия // Ректор вуза. 2022. № 11. С. 20-31.ISSN 2074-9616DOI: 10.33920/nik-3-2211-01EDN: GULSPGРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=49720109Размещена на сайте: 24.11.22Текст статьи на сайте журнала URL: https://panor.ru/articles/ot-sredney-k-vysshey-shkole-institutsionalnye-preobrazovaniya-i-sotsialnye-posledstviya/87293.html (дата обращения 24.11.2022)Ссылка при цитировании:Чередниченко Г.А. От средней к высшей школе: институциональные преобразования и социальные последствия // Ректор вуза. 2022. № 11. С. 20-31. DOI: 10.33920/nik-3-2211-01. EDN: GULSPG.Cherednichenko G. A. From secondary to higher school: institutional transformations and social consequences. Rektor vuza. 2022. No. 11. P. 20-31. DOI: 10.33920/nik-3-2211-01.АннотацияИнституциональные преобразования перехода от среднего к высшему образованию (ЕГЭ) на фоне нараставшей стратификации образовательных организаций и программ средней и высшей школы ведут к воспроизводству прежних и проявлению новых форм социального неравенства и территориально-поселенческих ограничений в доступе к высшему образованию, которое различается уровнем качества подготовки и будущей экономической выгоды на рынке труда. На данных статистики и социологических обследований показано, что сложилось два типа образовательных траекторий. После средней школы, используя ЕГЭ, поступают на очное обучение, особенно в селективные вузы – преимущественно выходцы из высших и средних страт. После 9 класса и учебы в СПО поступают (в обход ЕГЭ) на заочное обучение – существенно чаще представители семей с пониженными экономическими и социокультурными ресурсами. Различия в материальном и социокультурном положении семей школьников и молодежи, значимо определяющие шансы доступа в стратифицированную высшую школу, усиливаются межрегиональной и поселенческой разнородностью. В результате снижается мотивация и возможности получения высшего образования (ценимого рынком труда) у молодежи из малоресурсных семей, небольших поселений, удаленных территорий и в самые последние годы усиливается ее выталкивание в сектор СПО. Все это ведет к деформации социальной функции высшего образования как института, назначение которого формировать (в опоре на природные задатки и познавательные способности) интеллектуальный потенциал общества, способный отвечать на разнообразные общественные вызовы, в т. ч. те актуальные, что возникли перед нашей страной.Ключевые слова:ЕГЭ стратификация среднего и высшего образования социальное неравенство доступа в вузы Unified State Exam stratification of secondary and higher education social inequality in access to universities Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Чередниченко Г. А.Эпоха ЕГЭ и реформ в образовании (взгляд социолога) // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19, № 3. С. 407-420.Konstantinovskiy D., Smolentseva A., Froumin I., Lisyutkin M. (2018) Stratification by the State and the Market: High Participation Higher Education in Russia. In: B. Cantwell, S. Marginson, A. Smolentseva (eds). High Participation Systems of Higher Education. Oxford University Press: 295-333.Cherednichenko G.A. Educational Trajectories of Youth: Researches and Main Results // The Futures We Want: Global Sociology and the Struggles for a Better World. View from Russia [Electronic resource]: collected papers. The 3rd ISA Forum of Sociology The Futures We Want: Global Sociology and the Struggles for a Better World / Editor-in-Chief V.Mansurov. -electronic data- Moscow: RSS, 2016. – Pp. 140-153. 1 СD ROM; 12 sm - system requirements: Windows XP/Vista/7/10 - Title from disk label. Чередниченко Г. А.Образовательные траектории потребителей заочного обучения // Заочник высшей школы: социальное поведение в сфере образования и на рынке труда: монография / Г. А. Чередниченко, Е. Д. Вознесенская, И. С. Кузнецов; отв. ред. Г. А. Чередниченко, ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 102-116. URL: https://www.isras.ru/index.php?page_id=1198&id=8499Чередниченко Г. А.Траектории заочников высшей школы в сфере образования и труда // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 165–187.