Концептуальные ракурсы понятия интерсубъективности Шмерлина И.А.Концептуальные ракурсы понятия интерсубъективности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2022. Т. 25. № 3. С. 7–40.ISSN 1029-8053DOI: 10.31119/jssa.2022.25.3.1EDN: UFGZMXРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=49937270Размещена на сайте: 12.12.22Текст статьи на сайте журнала URL: http://jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2022_3/Shmerlina_2022_3.pdf (дата обращения 12.12.2022)Ссылка при цитировании:Шмерлина И.А. Концептуальные ракурсы понятия интерсубъективности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2022. Т. 25. № 3. С. 7–40. DOI: 10.31119/jssa.2022.25.3.1. EDN: UFGZMX.Shmerlina I.A. (2022) Kontseptual’nyye rakursy ponyatiya intersub”yektivnosti [Conceptual perspectives on the notion of intersubjectivity]. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology], 25(3): 7–40 (in Russian). https://doi.org/10.31119/jssa.2022.25.3.1 DOI: 10.31119/jssa.2022.25.3.1.АннотацияПредставлена концептуальная разметка проблемного поля понятия «интерсубъективность». Выделены две базовые проекции этого понятия — онтологии и генезиса — и три дополнительные — локуса, горизонта и модуса. Практически исчерпывающе описывающие тематизацию интерсубъективности в философии, социологии, антропологии, психологии, когнитивных науках и нейрофизиологии, эти проекции в значительной своей части восходят к феноменологии Э. Гуссерля. Показана сложная эволюция гуссерлевских представлений об интерсубъективности, на ранних этапах творчества философа сформулированных как эгологическая проблема, а на поздних — как проблема «жизненного мира». Если исходная постановка проблемы интерсубъективности фундирует прежде всего психологические и нейрофизиологические исследования, то понимание ее как имманентного свойства жизненного мира отвечает социологическому ракурсу, классически представленному в феноменологической социологии. По мнению автора, в социологии может быть развернута альтернативная феноменологическая программа, выходящая за рамки «конститутивной феноменологии естественной установки» (А. Шюц) и опирающаяся на интуиции позднего Гуссерля, включая генетическую феноменологию. Социологически перспективным представляется также рассмотрение интерсубъективности в функциональном модусе — с точки зрения механизмов конституирования смысловых структур, поддерживающих жизненный мир в его самоочевидной данности либо разрушающих его.Ключевые слова:интерсубъективность феноменология феноменологическая социология генеративная феноменология Э. Гуссерль А. Шюц Ю. Хабермас трансцендентальное эго пассивный синтез естественная установка жизненный мир домашний мир историчность Intersubjectivity phenomenology phenomenological sociology generative phenomenology E. Husserl A. Schutz J. Habermas transcendental ego passive synthesis natural attitude lifeworld home world historicity Рубрики: Методология социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Малинкин А. Н.Концепция феноменологии Макса Шелера. Шелер vs Гуссерль / А.Н. Малинкин. – Москва: Русская школа, 2019. – 230 с.Малинкин А. Н.Феноменологическая концепция Макса Шелера // Шелер М. О сущности философии: работы разных лет / пер. с нем. А.Н. Малинкина. – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. – С. 6-72.Андрианова Е. В., Давыденко В. А., Худякова Ю.Концепция «жизненного мира» в символическом интеракционизме, феноменологии и прагматиках коммуникативного действия. Часть II // Социальное пространство. 2024. Т. 10. № 3. URL: http://socialarea-journal.ru/article/30090.Тощенко Ж. Т.От философии жизни к социологии жизни // Философские науки. 2015. № 5. С. 104-118Малинкин А. Н.Чудесная особенность социологического мышления. (Об основаниях типологии интерпретаций Карла Мангейма) // Звучащие смыслы: диалог с миром. Культурологический альманах / отв. ред. и сост. С. Я. Левит. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2022. С. 673-693.