Идея Севира Антиохийского o преобразовании богословского языка от триадологии к христологии и ее критика в трактате Леонтия Византийского Опровержение силлогизмов Севира. Часть первая ... Ноговицин О.Н.Идея Севира Антиохийского o преобразовании богословского языка от триадологии к христологии и ее критика в трактате Леонтия Византийского Опровержение силлогизмов Севира. Часть первая // Вопросы теологии. – 2022. – Т. 4. – № 4. – С. 585-599.ISSN 2658-5200DOI: 10.21638/spbu28.2022.402РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49871877Размещена на сайте: 03.02.23Текст статьи на сайте журнала URL: https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/14795 (дата обращения 03.02.2023)Ссылка при цитировании:Ноговицин О.Н. Идея Севира Антиохийского o преобразовании богословского языка от триадологии к христологии и ее критика в трактате Леонтия Византийского Опровержение силлогизмов Севира. Часть первая // Вопросы теологии. – 2022. – Т. 4. – № 4. – С. 585-599. DOI: 10.21638/spbu28.2022.402.Nogovitsin O. N. Severus of Antioch’s idea of transforming the theological language from Triadology to Christology and its critique in Leontius of Byzantium’s treatise “Refutation of syllogisms of Severus”. Part one. Issues of Theology, 2022, vol. 4, no. 4, pp. 585–599. DOI 10.21638/spbu28.2022.402. DOI: 10.21638/spbu28.2022.402.АннотацияВ публикации представлена первая часть исследования, в котором рассма- триваются идея Севира Антиохийского о преобразовании языка богословия от триадологии к христологии и ее критика в трактате Леонтия Византийско- го «Опровержение силлогизмов Севира». Согласно Севиру, воплощение Бога Слова требует изменения и в богословском языке описания и исповедания этого центрального для христианства догмата по сравнению с тем языком, который прояснился в умозрениях Отцов-каппадокийцев применительно к описанию человеческим словом и исповедания догмата единосущия ипоста- сей Троицы. Проект преобразования понятийного содержания богословского языка составляет фундаментальный аспект всей системы понятий богословия Севира, однако существует лишь два текста, в которых этот проект представ- лен как специфическая идея реформы богословского языка, инициированная мистическим актом изменения природы вещей в событии воплощения: текст сохранившегося фрагмента третьего письма Севира к игумену Иоанну и 3-я глава трактата Леонтия Византийского «Опровержение силлогизмов Севира», в которой данная идея Севира формулируется севирианским оппонентом Ле- онтия и в ходе диалога Леонтий дает на нее свой пространный критический ответ. В первой части исследования содержание этих текстов рассматривается с точки зрения богословского и исторического контекста смены этапов моно- физитской полемики. В публикации представлена первая часть исследования, в котором рассматриваются идея Севира Антиохийского о преобразовании языка богословия от триадологии к христологии и ее критика в трактате Леонтия Византийского «Опровержение силлогизмов Севира». Согласно Севиру, воплощение Бога Слова требует изменения и в богословском языке описания и исповедания этого центрального для христианства догмата по сравнению с тем языком, который прояснился в умозрениях Отцов-каппадокийцев применительно к описанию человеческим словом и исповедания догмата единосущия ипостасей Троицы. Проект преобразования понятийного содержания богословского языка составляет фундаментальный аспект всей системы понятий богословия Севира, однако существует лишь два текста, в которых этот проект представлен как специфическая идея реформы богословского языка, инициированная мистическим актом изменения природы вещей в событии воплощения: текст сохранившегося фрагмента третьего письма Севира к игумену Иоанну и 3-я глава трактата Леонтия Византийского «Опровержение силлогизмов Севира», в которой данная идея Севира формулируется севирианским оппонентом Леонтия и в ходе диалога Леонтий дает на нее свой пространный критический ответ. В первой части исследования содержание этих текстов рассматривается с точки зрения богословского и исторического контекста смены этапов монофизитской полемики.Ключевые слова:Севир Антиохийский Леонтий Византийский монофизитство халкидонизм христология триадология природы и имена Severus of Antioch Leontius of Byzantium Christology Triadology Monophysitism Chalcedonism natures and names Рубрики: Смежные дисциплиныВозможно, вам будут интересны другие публикации:Ноговицин О. Н.Идея Севира Антиохийского о преобразовании богословского языка от триадологии к христологии и ее критика в трактате Леонтия Византийского «Опровержение силлогизмов Севира». Часть третья // Вопросы теологии. 2023. Т. 5. № 2. С. 199–220.Ноговицин О. Н.Идея Севира Антиохийского о преобразовании богословского языка от триадологии к христологии и ее критика в трактате Леонтия Византийского «Опровержение силлогизмов Севира». Часть вторая // Вопросы теологии. 2023. Т. 5. № 1. С. 6–30.Shchukin T., Nogovitsin O. Difficulties in Particular: Theological and Historical Context of the Anonymous Treatise “On the Common Nature and the Trinity”. Scrinium – Journal of Patrology and Critical Hagiography, 2019, Vol. 15, pp. 238-258. Ноговицин О. Н.Аргумент Севира Антиохийского об абсурдности исповедания двух природ во Христе и понятие «частная природа» в структуре «Арбитра» Иоанна Филопона: богословие и методология школьной неоплатонической философии в VI веке. Часть 1 // SCHOLE. Философское антиковедение и классическая традиция. 2023. Т. 17. № 1. С. 177-216. Ноговицин О. Н.Аргумент Севира Антиохийского об абсурдности исповедания двух общих природ во Христе, ответная аргументация Иоанна Кесарийского и христологическая полемика монофизитов и халкидонитов VI–VII веков. Часть 2 // Библия и христианская древность. 2022. № 2 (14). С. 128–146.