Трансформации постсоветского пространства // Российское общество и государство в условиях глобальной многополярности. Социально-политическое положение России в 2022 году : [монография] / Н. В. Березина, И. Я. Богданов, Н. М. Великая [и др.] ; отв. ред. В. К. Левашов ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2023. C. 407-437. Гуселетов Б.П.Трансформации постсоветского пространства // Российское общество и государство в условиях глобальной многополярности. Социально-политическое положение России в 2022 году : [монография] / Н. В. Березина, И. Я. Богданов, Н. М. Великая [и др.] ; отв. ред. В. К. Левашов ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2023. C. 407-437.Глава из книги: Российское общество и государство в условиях глобальной многополярности. Социально-политическое положение России в 2022 году : [монография] / Н. В. Березина, И. Я. Богданов, Н. М. Великая [и др.] ; отв. ред. В. К. Левашов ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2023. – 549 с.ISBN 978-5-89697-409-3DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-409-3.2023Размещена на сайте: 14.03.23 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Гуселетов Б.П. Трансформации постсоветского пространства // Российское общество и государство в условиях глобальной многополярности. Социально-политическое положение России в 2022 году : [монография] / Н. В. Березина, И. Я. Богданов, Н. М. Великая [и др.] ; отв. ред. В. К. Левашов ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2023. C. 407-437. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-409-3.2023.АннотацияПартийные системы в новых независимых государствах, несмотря на их общий генезис, характеризуются заметными различиями. В большей части этих государств за прошедшие годы сложились партийные системы, в которых партии играют вспомогательную роль (Азербайджан, Казахстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) или не играют вообще никакой реальной роли (Республика Беларусь), что сближает их с так называемыми «азиатскими» партийными моделями. Но при этом для подобных моделей характерна явная неустойчивость и слабая конкурентоспособность в условиях реальной политической борьбы. Поэтому в случае любой политической турбулентности эти системы могут радикально измениться, либо находящиеся на их вершине «партии власти» в одночасье уйти в политическое небытие. Партийно-политические системы оставшихся пяти государств (Армении, Грузии, Кыргызстана, Молдовы и Украины), напротив, оказываются ближе к «европейским» конкурентным моделям, но отличаются от них заметной неустойчивостью, характерной для начального этапа становления любой такой системы. Особенности партийных систем этих стран показывают, что они пока что находятся на политическом перепутье. Но при этом можно утверждать, что партийные системы Армении, Грузии, Молдовы и Украины вряд ли будут эволюционировать в сторону государств, отнесенных к первому типу. А вот в отношении Кыргызстана такая вероятность на сегодня остается достаточно высокой. Такое разнообразие моделей и многовекторность возможного дальнейшего развития новых независимых государств свидетельствует о том, что сегодня постсоветское пространство в политическом плане все заметнее теряет унаследованную им от прошлого однородность. России необходимо строить свою политику в отношении стран-соседей, исходя из понимания их интересов и сопряжения их со своими интересами. Для этого придется искать компромиссы по спорным вопросам и находить взаимоприемлемые решения, учитывая, что непрерывность интеграционного процесса более важна, чем его скорость. Важно также обеспечить включение сотрудничества РФ с постсоветскими странами в более широкий международный контекст. Но при этом нельзя не учитывать растущую их социально-политическую турбулентность, которая заметно ослабляет интеграционную направленность постсоветского мира, что усиливает опасность его дезинтеграции. Тем не менее, существующая стратегия развития евразийской интеграции в лице ЕАЭС, в случае ее успешной реализации, может способствовать формированию на постсоветской Евразии влиятельного хозяйственно-экономического центра. Постсоветское пространство превратилось в сферу конкуренции между ключевыми мировыми политическими акторами. Пытаясь вписаться в эту новую пост-ялтинскую систему международных отношений с наибольшей для себя выгодой, почти все государства на этом пространстве сделали ставку на «многовекторную» внешнюю политику, что неизбежно ослабляло их связи с Россией.Ключевые слова:постсоветские страны трансформация политический режим суверенитет политика партии партийная система Россия власть post-Soviet countries transformation political regime sovereignty politics parties party system Russia power Рубрики: Мировая политика и глобализацияПолитическая социологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Гуселетов Б. П.Русские партии Латвии потеряли поддержку местных избирателей: причины и последствия (к итогам латвийских парламентских выборов 2022 г.) // Вестник РГГУ. Серия: Евразийские исследования. История. Политология. Международные отношения. 2023. № 1. С. 91-106.Irina Grigoryeva, Oksana Parfenova and Alexandra Dmitrieva (2021). Social Policy for Older People in the Post-Soviet Space: How do Pension Systems and Social Services Influence Social Exclusion? In: Walsh, K., Scharf, T., Van Regenmortel, S., Wanka, A. (Eds.) Social Exclusion in Later Life: Interdisciplinary and Policy Perspectives. International Perspectives on Aging, Volume 28. Springer. P. 436-450. DOI: 10.1007/978-3-030-51406-8.Гуселетов Б. П.Смена руководства в международной социал-демократии: шанс выйти из кризиса? // Мир перемен. 2023. № 1. С. 75-89.Simonyan Renald. Russian and the Baltic Countries. Two Models of Post-Soviet Development. Institute of Sociology RAS; Institute of Economics RAS, 2008. - 288 p.Коломиец В. К., Оганисьян Ю. С.Международный терроризм: политический контекст // Россия в глобализирующемся мире. Мировоззренческие и социокультурные аспекты / Российская академия наук, Отделение общественных наук; отв. ред. В. С. Степин. – М.: Наука, 2007. С. 317-325.