Бог и виртуальные миры. Размышления византолога над книгой К. Г. Фролова Очерки аналитической метафизики
Макаров Д.И.
Бог и виртуальные миры. Размышления византолога над книгой К. Г. Фролова Очерки аналитической метафизики // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 433-451.

Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. — 452 с.
ISBN 978-5-89697-406-2
DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-406-2.2022.35
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50301419&pff=1
Размещена на сайте: 30.03.23
Ссылка при цитировании:
Аннотация
Монография К.Г. Фролова ценна тем, что автор, продолжая модальный реализм Д.К. Льюиса, уточняет значение понятий «виртуальный мир» и «ментальный объект», прокладывая путь для их расширенного употребления, пригодного в рамках теологики - с ее основным положением о присутствии Бога (тайном или явном) во всех виртуальных мирах. Подобным образом и Льюис признавал, что добро и зло тождественны нашим добру и злу во всех мирах. Эти положения представляется возможным совместить с базовыми достижениями современной аналитической метафизики. Предлагаются несколько формул такого рода теологики. Так, из первого закона теологики (о том, что Бога не может не быть, ибо Он есть Сущий (Исх. 3: 14)) вытекает положение о том, что Он оказывается конечной причиной всех миров: ~ (~G→ wn), где wn - некий условный мир (реальный или, возможно, моего воображения). Наряду с обозначением G→ wn ‘Бог производит (каузирует) некий мир или событие' предлагается ввести обозначение G ⇉ wm - ‘Бог попускает быть некоему миру, событию или процессу'. Мы также отвергаем принцип случайности Льюиса, согласно которому, то, какой мир является актуальным, - вопрос случайности. Данное утверждение противоречит библейскому Откровению. На наш взгляд, Льюис был неправ, отвергая богословские объяснения устройства Вселенной, а также параконсистентную логику.