Между аллегорезой и буквальным толкованием книги Бытия: экзегетический метод Иоанна Филопона в трактате О сотворении мира



Ноговицин О.Н.
Между аллегорезой и буквальным толкованием книги Бытия: экзегетический метод Иоанна Филопона в трактате О сотворении мира // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 363-392.

Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. — 452 с.
ISBN 978-5-89697-406-2
DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-406-2.2022.31
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50301414&pff=1

Размещена на сайте: 30.03.23

Текст статьи.


Ссылка при цитировании:

Ноговицин О.Н. Между аллегорезой и буквальным толкованием книги Бытия: экзегетический метод Иоанна Филопона в трактате О сотворении мира // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 363-392. DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-406-2.2022.31.

Аннотация

В статье представлены итоги исследования специфики применяемого Иоанном Филопоном метода экзегезы в его трактате «О сотворении мира». Трактат содержит экзегезу Шестоднева книги Бытия и отличается применением множества техник толкования, характерных для философской и богословской литературы первой половины VI в. - риторико-грамматических, логических, физических, а также особым вариантом соединения буквального и аллегорического богословских методов толкования. Следуя заявленной в начале трактат цели, показать согласие повествования Моисея и физических научных теорий его времени, Филопон отвергает как аллегорический метод нравственного толкования текста книги Бытия о творении мира, в котором порядок творения представляется в виде серии нравственных уроков, преподанных Богом разумным тварям (ангелы и люди), так и буквальный метод толкования, в рамках которого такое нравственное толкование и буква Писания совпадают (крайний вариант антиохийской экзегезы у Феодора Мопсуестийского). В соответствии с данной критической программой Филопон изымает из практики толкования все элементы буквальной и аллегорической экзегезы, не обусловленные исторической или физической необходимостью. Буквальное толкование поэтому сводится у Филопона к физическому толкованию на основе объяснительных моделей причин явлений природы, либо к историческому, т.е. такому, которое связано не с презентацией тех или иных частных нравственных целей Бога, но с обстоятельствами презентации и написания текста Моисеем. При этом аллегорическое толкование используется Филопоном только в тех случаях, где аллегорезой вынужден пользоваться сам Моисей.

Ключевые слова:

Иоанн Филопон Федор Мопсуестийский экзегеза книги Бытия Шестоднев буквальное и аллегорическое толкования Моисей творение богопознание John Philoponus Theodore of Mopsuestia exegesis of the Book of Genesis Hexameron literal and allegorical interpretation Moses creation knowledge of God

Оглавление

Рубрики:

История и теория социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: