Научные взгляды словацкого византолога Александра Авенариуса Даниш М.Научные взгляды словацкого византолога Александра Авенариуса // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 285-298.Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. — 452 с.ISBN 978-5-89697-406-2DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-406-2.2022.26РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50301409&pff=1Размещена на сайте: 30.03.23Текст статьи.Ссылка при цитировании:Даниш М. Научные взгляды словацкого византолога Александра Авенариуса // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 285-298. DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-406-2.2022.26.АннотацияУниверситетский профессор Александр Авенариус (1942-2004) заложил в словацкой науке глубокие и крепкие основы византиноведения как научного направления. В 1990-е гг. в его научно-педагогической мастерской была подготовлена целая школа молодых специалистов-византинистов, которые продолжили его дело в области словацкого византиноведения. А. Авенариус справедливо рассматривал византиноведение как комплекс различных научных дисциплин, изучающих такие аспекты жизни византийского общества, как история, культура, язык, литература, исскусство и повседневность. Итогом первого этапа его научной деятельности стала публикация в 1974 г. монографии на немецком языке «Авары в Европе», которой предшествовали отдельные научные исследования, посвященные проблематике аваров и их отношений с Византией и славянами. В дальнейшем в центре его научного интереса оказалась история византийско-славянских отношений, особенно в аспекте византийского влияния на культурное развитие славянских народов. В начале 1990-х гг. он стал одним из участников коллектива ученых, подготовивших к изданию в 1992 г. первое комплексное исследование византийской истории и культуры, которое было опубликовано в издательстве «Академия» в Праге. В этом труде его перу принадлежат две главы, посвященные периоду иконоборчества в контексте византийско-арабских войн, а также византийской культуре в славянском пространстве. В последнее десятилетие своей научной жизни профессор А. Авенариус весьма интенсивно занимался периодом иконоборчества, размышляя над феноменом иконы в широком его контексте. А. Авенариус относится к одним из самых авторитетных исследователей словацкой академической науки, чьи взгляды повлияли на ее развитие. Представленное исследование включает анализ научных идей, содержащихся в наиболее значительных работах А. Авенариуса. В начале1990-х гг. он стал одним из участников коллектива ученых,подготовивших к изданию в 1992 г. первое комплексное исследованиевизантийской истории и культуры, которое было опубликованов издательстве «Академия» в Праге. В этом труде его перу принадлежатдве главы, посвященные периоду иконоборчества в контекстевизантийско-арабских войн, а также византийской культурев славянском пространстве. В последнее десятилетие своей научнойжизни профессор А. Авенариус весьма интенсивно занимался периодомиконоборчества, размышляя над феноменом иконы в широком егоконтексте. А. Авенариус относится к одним из самых авторитетныхисследователей словацкой академической науки, чьи взгляды повлиялина ее развитие. Представленное исследование включает анализ научныхидей, содержащихся в наиболее значительных работах А. Авенариуса.Ключевые слова:словацкая византинистика историография А. Авенариус славяне иконоборчество Slovak byzantology historiography A. Avenarius Slavs Avars iconoclasm Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавление Рубрики: История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Даниш М., Плашиенкова З.Византологические исследования в Словакии (истоки и историография) // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 307-318.Даренский В.Ю.Апология Византии в новейшей русской историографии // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 2 : материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22–24 сентября 2022 г.) / Отв. ред. О. Н. Ноговицин ; ФНИСЦ РАН. — СПб. : Издательство РХГА, 2022. C. 146-162.Коломиец В. К.Between historiography and mass culture: differing dimensions of labour history in the contemporary Russia // A nemzetközi munkásmozgalom történetéből. Évkönyv 2015. XLI. évfolyamКозлова Л. А.Прошлое российской социологии: поиск единства в историко-социологическом знании // Россия реформирующаяся : ежегодник : вып. 21 / Отв. ред. М. К. Горшков ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2023. – С. 41-66.Козлова Л. А.Предвосхищение исторической социологии? Переход от истории к социологии в трудах Н.И. Кареева // Социология в трудах Николая Ивановича Кареева: Сборник к 170-летию Н.И. Кареева: По материалам конференции Герценовского университета / Отв. ред. А.В. Воронцов; Науч. ред. С.Н. Малявин; Ред.-сост. Г.А. Иоффе. – СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2022. С. 99-108.