Достоинство как гармония индивидуального и социального в человеке Ангарская И.В., Брюно В.В.Достоинство как гармония индивидуального и социального в человеке // Философия образования. 2023. Т. 23, № 1. С. 92–110.ISSN 1811-0916DOI: 10.15372/PHE20230107EDN: AUCQZPРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=50465379Размещена на сайте: 21.04.23 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Ангарская И.В., Брюно В.В. Достоинство как гармония индивидуального и социального в человеке // Философия образования. 2023. Т. 23, № 1. С. 92–110. DOI: 10.15372/PHE20230107. EDN: AUCQZP.Kozlova I. V., Bruno V. V. Dignity as the harmony of the individual and the social in a person. Philosophy of Education, 2023, vol. 23, no. 1, pp. 92–110. DOI: https://doi.org/10.15372/PHE20230107 DOI: 10.15372/PHE20230107.АннотацияВведение. Достоинство затрагивает различные аспекты человеческого существования, поэтому актуальность проблемы его формирования в рамках системы образования является важным ресурсом повышенияиндивидуального самосознания. Для уточнения природы происхождениядостоинства в статье рассматриваются основные теоретические подходысовременных исследователей к проблеме понимания его сущностных характеристик, путей формирования и диалектики развития. Методология. Обзор литературных источников, посвященных формированию человеческого достоинства, основан на системном подходе, учитывающем единство субъективного, социального и антропологического. Обсуждение. Отталкиваясь от системного подхода определяются три исследовательских направления концептуализации человеческого достоинства: субъективное направление (рассматривает индивида как уникальный субъект жизнедеятельности всего общества, при этом его духовное наполнение понимается как фундаментальное качество); социальное направление (учитывает социально-культурную сущность человеческого бытия: человек с высоким чувством достоинства влияет на культуру в целом, на процветание своей нации и всего человечества); антропологическое направление (определяет человека с изначальным наделением достоинства, поскольку человек является представителем «Homo sapiens»). В статье также на примере теорий Д. Дьюи и Э. Фромма рассматривается тезис о значимости в формировании достоинства единства индивидуального и социального в образовательном процессе. Заключение. Обзор научной литературы по поднимаемой проблеме позволил сформулировать авторское определение понятия «человеческое достоинство», оценить роль образования в его формировании и наметить пути конструктивного осуществления этого процесса.Ключевые слова:человеческое достоинство образование воспитание внутреннее достоинство социальное достоинство нравственность индивидуальное общественное human dignity education upbringing inner dignity social dignity morality individual public Рубрики: Социология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Ангарская И. В., Позднякова М. Е.Ценностный потенциал классического гуманизма для новых стратегий формирования человеческого достоинства // Философия образования. 2024. Т. 24, № 1. С. 71–86. Павлов Б.С., Бердник Л.П., Икингрин Е.Н., Пронина Е. И.Реабилитация «уроков семьи» для учащейся молодежи, как победа здравого смысла над логикой «кабы чего не вышло» // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. Вып. 3. Ч. 1. Материалы XIX Национальной научной конференции с международным участием «Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения». Ч. 2/ РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. – М., 2020. С. 698-706.Оберемко О. А.Расходы домохозяйств на дошкольное образование и воспитание// Социологический журнал. 2005. № 3. С. 85-102.Оберемко О. А., Петренко К.В. Образование детей и взрослых: семейные проекты траекторий./ Науч. ред. Е.С. Петренко // Мониторинг экономики образования. Информационный бюллетень. - М.: ГУ-ВШЭ, 2005. № 7 (15). 56 с.Практики социализации в образовательной среде в условиях современного общества: теоретико-методологические подходы и эмпирические исследования: коллективная монография/ научн. ред. М.В. Рыбакова. — М.: Издательство «Перо», 2017. — 243 с.