Тенденции развития российских «умных городов»: проблемы управления и неравенства Богданов В.С.Тенденции развития российских «умных городов»: проблемы управления и неравенства // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 1. С. 85-97, URL: http://rrsociology.ru/journal/annotation/3043/].ISSN 2408-9338DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-1-0-8EDN: DDLEIBРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=53744637Размещена на сайте: 25.04.23Текст статьи на сайте журнала URL: http://rrsociology.ru/en/journal/annotation/3043/ (дата обращения 25.04.2023)Ссылка при цитировании:Богданов В.С. Тенденции развития российских «умных городов»: проблемы управления и неравенства // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 1. С. 85-97, URL: http://rrsociology.ru/journal/annotation/3043/]. DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-1-0-8. EDN: DDLEIB.Bogdanov, V. S. (2023), “Trends in the development of Russian “Smart Cities”: problems of governance and inequality”, Research Result. Sociology and management, 9 (1), 85-97. DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-1-0-8. URL: http://rrsociology.ru/journal/annotation/3043/]. DOI: 10.18413/2408-9338-2023-9-1-0-8.АннотацияАктуальность проблематики «умных городов» в России, зафиксированная в рамках дискуссионных направлений Всероссийской научной конференции ХХII Дридзевские чтения «Прогнозное социальное проектирование: диагностика развития «умных городов», обусловлена сегодня изучением тенденций реформации традиционных городов в стиле «прорыва», а именно становлением нового подхода к преобразованию городских поселений с учетом реализации национальных проектов и новомодного дискурса, базирующегося на технологическом детерминизме, и не до конца понятной, с точки зрения полезности, цифровизации. С одной стороны, такой подход, можно рассматривать как попытку органов власти ответить на современный вызов, связанный с общественным запросом горожан в контексте решения накопившихся социально значимых проблем их среды проживания, особенно в малых и средних городах. С другой стороны, такой подход вызывает не мало вопросов на фоне продолжающегося вымирания малых и средних городов, тенденций их укрупнения, миграционного оттока жителей в более крупные города, отчуждения горожан от управления городом и деформации городских систем управления, в частности воспроизводства имитации реального включения последних в решение вопросов городского развития на базе цифровых платформ. Перечисленные социальные противоречия, к сожалению, либо слабо, либо совсем не актуализированы в качестве проблем в официальных документах и практических мероприятиях по развитию «умных городов». На фоне предполагаемой цифровизации, как приоритетного направления трансформации городской среды, они вряд ли будут решены, и скорее будут способствовать появлению новых гибридных инфосоциальных управленческих барьеров, а также новых типов социальных и цифровых неравенств. Для выяснения реального положения дел в отобранных для пилотажа «умных городах», изучения реальных потребностей их жителей, сбор сведений о которых должен предварять разработку стратегических решений и стать основанием для социально-экономического и цифрового развития городских поселений, в том числе и достижения заданных параметров Стандарта «умных городов», необходимо произвести социальную диагностику (социолого-управленческую экспертизу) территориально-поселенческих объектов. Такой социально-обоснованный управленческий подход на основе знаний социальных наук позволит выявить спектр критических социально-экономических и управленческих проблем, внедрить социальные технологии установления и «смягчения» избыточных неравенств городских поселений (инфраструктурные и социальные).Ключевые слова:городская система управления рефлексивное управление социальная обратная связь коммуникационные технологии государственное управление умное управление умный город социальное неравенство качество жизни организационные и управленческие барьеры социология управления и организаций social inequality regional inequality standard of living quality of life organizational and governance barriers sociology of management and organizations regional governance system socio-cultural modernization reflexive management communication technologies Рубрики: Социология управленияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Богданов В. С., Почестнев А. А.Методология установления управленческих барьеров в реализации политики смягчения неравенств регионов // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8, № 4. С. 102-116.Богданов В. С.Социальное участие vs рейтингового голосования в рамках принятия решений по созданию комфортной городской среды // Научный результат. Социология и управление. 2024. Т. 10, № 2. С. 81-93.Богданов В. С., Почестнев А. А.Институционально-регулятивная среда как условие социокультурной модернизации регионов // Консолидация российского общества в новых геополитических реалиях: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием I Лапинские чтения (г. Москва, 21–22 ноября 2022 г.) / Отделение общественных наук РАН, Вологодский научный центр Российской академии наук, Институт философии Российской академии наук. – Вологда : ВолНЦ РАН, 2023. С. 83-87. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Текст: электронныйДемьяненко В. И.Региональное развитие как процесс и результат в социологии управления // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2023. Т. 16, № 6. С. 51–62.Воропаева А. В.Человеческий и социокультурный потенциал в контексте преодоления региональных неравенств России // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2023. №5 (100). С. 44-58.