Агентность и семейные образовательные стратегии: между сильной школой и свободой анскулинга : информационный бюллетень Добрякова М.С., Юрченко О.В.Агентность и семейные образовательные стратегии: между сильной школой и свободой анскулинга : информационный бюллетень / М. С. Добрякова, О. В. Юрченко; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : НИУ ВШЭ, 2023. – 60 с. – (Мониторинг экономики образования, ISSN 2782-5353 ; № 5 (47)).ISSN 2782-5353Размещена на сайте: 23.05.23Текст мониторинга на сайте издателя URL: https://www.hse.ru/data/2023/03/21/2037099429/ib_5(47)_2023.pdf (дата обращения 23.05.2023)Ссылка при цитировании:Добрякова М.С., Юрченко О.В. Агентность и семейные образовательные стратегии: между сильной школой и свободой анскулинга : информационный бюллетень / М. С. Добрякова, О. В. Юрченко; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : НИУ ВШЭ, 2023. – 60 с. – (Мониторинг экономики образования, ISSN 2782-5353 ; № 5 (47)).АннотацияВ информационном бюллетене анализируется перемещение школьников между полюсами тради- ционной школы и семейного обучения. В центре внимания вопросы: как, когда, в каких условиях ребенок или подросток действует самостоятельно и проактивно; как агентность связана с успешностью и субъек- тивным благополучием. Выявлены характеристики социального пространства в школе и дома, влияющие на проявление агентности. Проведены глубинные интервью со школьниками 10–17 лет и их родителями (всего 39 семей из 12 регионов России). Исследование помогает понять, какие факторы влияют на самостоятельность и агентность; какой формат обучения будет наиболее подходящим для конкретного школь- ника; какие элементы среды можно варьировать, чтобы улучшать характеристики учебного опыта, даже в условиях ограниченных возможностей. Публикация актуальна для всех, кто интересуется построением образовательной траектории детей школьного возраста, – как профессионалов в сфере образования, так и родителей УДК В информационном бюллетене анализируется перемещение школьников между полюсами тради-ционной школы и семейного обучения. В центре внимания вопросы: как, когда, в каких условиях ребенокили подросток действует самостоятельно и проактивно; как агентность связана с успешностью и субъек-тивным благополучием. Выявлены характеристики социального пространства в школе и дома, влияющиена проявление агентности. Проведены глубинные интервью со школьниками 10–17 лет и их родителями(всего 39 семей из 12 регионов России). Исследование помогает понять, какие факторы влияют на самостоятельностьи агентность; какой формат обучения будет наиболее подходящим для конкретного школь-ника; какие элементы среды можно варьировать, чтобы улучшать характеристики учебного опыта, дажев условиях ограниченных возможностей. Публикация актуальна для всех, кто интересуется построениемобразовательной траектории детей школьного возраста, – как профессионалов в сфере образования,так и родителей Ключевые слова:самостоятельность агентность образовательные стратегии социальное расслоение autonomy agency educational strategies and social inequality Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеСодержание ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ АББРЕВИАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5 ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ВОПРОС И УТОЧНЕНИЕ ПОНЯТИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 1.1. Образовательная стратегия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 1.2. Структура – действие – агент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 1.3. Идентичность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 1.4. Самостоятельность и инициатива: исходная трактовка. . . . . . . . . . . . . . . .11 1.5. Вовлеченность родителей и родительский контроль. . . . . . . . . . . . . . . . .12 1.6. Идеальные типы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13 1.6.1. Полюс традиционной школы: сильный фрейминг . . . . . . . . . . . . . . . .13 1.6.2. Полюс анскулинга: слабый фрейминг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13 1.7. Выборка исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14 2. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНИЦИАТИВА В ИНТЕРПРЕТАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17 2.1. Самостоятельность в быту / повседневной жизни. . . . . . . . . . . . . . . . . .17 2.2. Самостоятельность в учебе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 2.3. Самостоятельность в сфере досуга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21 2.4. Самостоятельность в сфере информационной активности . . . . . . . . . . . . . .23 2.5. Объем самостоятельности: межпоколенческий взгляд . . . . . . . . . . . . . . . .29 2.6. Самостоятельность как ценность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29 3. АГЕНТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ НА КОНТИНУУМЕ МЕЖДУ ПОЛЮСАМИ ТРАДИЦИОННОЙ ШКОЛЫ И АНСКУЛИНГА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31 3.1. Причины перемещения между полюсами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31 3.1.1. Вектор АШ («Анскулинг – Школа»): перемещение из мягкого фрейминга в жесткий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31 3.1.2. Вектор ША («Школа – Анскулинг»): перемещение из жесткого фрейминга в более мягкий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34 3.2. Свобода и ограничения школьников: мягкий и жесткий фрейминг . . . . . . . . . . .36 3.2.1. Время детей: источники контроля и степени свободы . . . . . . . . . . . . . .36 3.2.2. Пространство детей: источники контроля и степени свободы . . . . . . . . . . .38 3.2.3. Самостоятельность в ситуации слабого фрейминга . . . . . . . . . . . . . . .39 3.2.4. Самостоятельность в ситуации жесткого фрейминга . . . . . . . . . . . . . . .41 3.2.5. Полная свобода, или «нулевой» контроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42 3.3. В поисках психологического комфорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44 3.4. Универсальная компетентность взаимодействия с собой и учебная идентичность . . . . 46 4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ И АГЕНТНОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49 4.1. Образовательные стратегии на континууме от традиционной школы до анскулинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49 4.2. Свободный «воздух» в расписании – необходимый фактор агентности, или активность негативного пространства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57Рубрики: Социальная структура и стратификацияСоциология образованияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Dobryakova M.S., Sivak E.V., Yurchenko O.V. Russia: life, learning and family agency under COVID-19. In: Family Life in the Time of COVID: International perspectives. Twamley, K., Iqbal, H. and Faircloth, C. (eds). London: UCL Press, 2023. P. 97-122.Прошкова З. В.В колледж после 9 класса: мотивы личного и семейного выбора // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: VIII междунар. науч.-практ. конф.: сб. ст. / отв. ред. Н.М. Космачева. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2018. – С. 110-117.Попова Е. С.Мотивация к образованию: выпускники школ перед выбором // Грани российского образования. М.: Центр социологических исследований, 2015. С. 306 - 326.Попова И. П.Autonomy at work as a feature of flexible employment // Social class in the Russian society. Studies of the social classes and social change of contemporary Russia / ed. by J. Nikula, M. Chernysh. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2010. P. 80-103.Drobizheva L.M., Konstantinovskiy D.L., Mukharyamova L.M., Mukharyamov N.M. (2019) Russia: Ethnic Differentiation in Education in a Context of Debates on Cultural Diversity, Autonomy, Cultural Homogeneity and Centralization. In: The Palgrave Handbook of Race and Ethnic Inequalities in Education / Ed. by Peter Stevens & A. Gary Dworkin. London: Palgrave Macmillan. P. 885-930.