Молодые поколения и (не)религия Руткевич Е.Д.Молодые поколения и (не)религия // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2023. № 1. С. 81-97.ISSN 1818-6653DOI: 10.35231/18186653_2023_1_81EDN: NTSVTXРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=50418590Размещена на сайте: 03.07.23Текст статьи на сайте журнала URL: https://lengu.ru/mag/vestnik-leningradskogo-gosudarstvennogo-universiteta-imeni-a-s-pushkina/archive/100/824 (дата обращения 03.07.2023)Ссылка при цитировании:Руткевич Е.Д. Молодые поколения и (не)религия // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2023. № 1. С. 81-97. DOI: 10.35231/18186653_2023_1_81. EDN: NTSVTX.Rutkevich E.D. (2023) Molodye pokoleniya i (ne)religiya [Young generations and (non)religion]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Pushkina-Pushkin Leningrad State University Journal. No.1. Pp. 81-97. (In Russian) DOI: 10.35231/18186653_2023_1_81.АннотацияИзменения религиозного ландшафта в западном мире связаны преимущественно с увеличением нерелигиозного разнообразия, ростом «никаких» (не имеющих религии, атеистов, агностиков, духовных, но не религиозных), а главной движущей силой этих процессов является молодежь. Поэтому изучение отношения молодежи к религиисегодня актуально, как никогда, особенно в свете мировых кризисов и рисков.Типологию поколений в их отношении к религии следует рассматривать в контексте культурно-исторических, религиозных и политических событий. В статье дается описание и выявляется специфика молодых поколений – миллениалов (поколение Y) и зуммеров (поколение Z), и их отличие от старших поколений. Рассматривается отношение молодежи к религии, неверию (в отношении к религии) и духовности. Показывается, какую роль сыграл «духовный поворот» к нерелигиозности у молодых поколений в христианском обществе при их переходе от церковной традиции к персональной духовности и субъективной вере, от протестантизма к радикальному постпротестантизму, обращение к «культуре отмены» и «воукизму». Миллениалы и зуммеры – самые нерелигиозные из всех поколений, о чем говорит значительное уменьшение их конфессиональной аффилиации, снижение участия в религиозных практиках, утрата значимости религии в их жизни (особенно, в сравнении со старшими поколениями). Однако, отход молодежи от христианской церковной традиции, сопровождается ростом постсовременной религиозности и духовности, что говорит о сложности их так называемой (не)религиозной идентичности.Ключевые слова:религия духовный поворот религиозное разнообразие бэби-бумеры миллениалы зуммеры «никакие» постпротестанты христианство идентичность religion spiritual turn religious diversity baby boomers millennials zummers “nones” post-protestants Christianity identity Рубрики: Социология религииГендерная социологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Руткевич Е. Д.Религия, неверие и духовность никаких: проблемы определения и изучения // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6. № 3. С. 29-48. DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-3-0-2.Руткевич Е. Д.Духовный капитал и развитие // Академическое исследование и концептуализация религии в XXI веке: традиции и новые вызовы : сб. материалов Третьего конгр. рос. исследователей религии (7 ‒ 9.10.2016, Владимир, ВлГУ). В 6 т. Т. 3 / Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. ‒ Владимир : Аркаим, 2016. ‒ С. 252-283.Руткевич Е. Д.Религия // Энциклопедический словарь социологии религии / Под редакцией М. Ю. Смирнова. — СПб.: Платоновское философское общество, 2017. — 508 с. С. 280-282.Руткевич Е. Д., Трофимов С.В.Ле Бра Габриэль // Энциклопедический словарь социологии религии / Под редакцией М. Ю. Смирнова. — СПб.: Платоновское философское общество, 2017. — 508 с. С. 160-163.Руткевич Е. Д.Белла Роберт Нилли // Энциклопедический словарь социологии религии / Под редакцией М. Ю. Смирнова. — СПб.: Платоновское философское общество, 2017. — 508 с. С. 21-23.