Введение // Прошлое, которое не уходит: культурная травма, историческая память и идентичность : [монография] / О. М. Михайленок, А. В. Митрофанова, О. А. Богатова [и др.] ; отв. ред. А. В. Митрофанова ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2023. – С. 4-14. Михайленок О.М., Митрофанова А.В.Введение // Прошлое, которое не уходит: культурная травма, историческая память и идентичность : [монография] / О. М. Михайленок, А. В. Митрофанова, О. А. Богатова [и др.] ; отв. ред. А. В. Митрофанова ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2023. – С. 4-14.Глава из книги: Прошлое, которое не уходит: культурная травма, историческая память и идентичность : [монография] / О. М. Михайленок, А. В. Митрофанова, О. А. Богатова [и др.] ; отв. ред. А. В. Митрофанова ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2023. – 216 с.ISBN 978-5-89697-410-9DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-4109.2023Размещена на сайте: 27.07.23 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Михайленок О.М., Митрофанова А.В. Введение // Прошлое, которое не уходит: культурная травма, историческая память и идентичность : [монография] / О. М. Михайленок, А. В. Митрофанова, О. А. Богатова [и др.] ; отв. ред. А. В. Митрофанова ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2023. – С. 4-14. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-4109.2023.АннотацияВ главе показано, что травматический опыт прошлого может заново переживаться в настоящем, постоянно возвращаясь посредством некоторых форм коллективного поведения и оказывая воздействие на текущую ситуацию. Исследование направлено на выявление того, каким образом травма и память о ней передаются следующим поколениям и как прошлое проявляет себя в обществе в целом и в больших социальных группах. Рассматривается российский опыт коллективного переживания массовых репрессий (не только политических репрессий как таковых, но также депортации народов, раскулачивания и расказачивания, преследования верующих и др.). Обращается внимание на то, что российский опыт передачи исторической памяти ранее не сравнивался с опытом других стран, более или менее успешно проходящих процесс примирения и преодоления коллективной травмы. Проблематика передачи коллективной памяти от поколения, непосредственно пережившего травматизирующий опыт, – детям и внукам давно осознаётся как важная для понимания механизмов исцеления культурной травмы.Ключевые слова:память историческая память культурная память коллективные травмы культурные травмы memory historical memory cultural memory collective traumas cultural traumas Рубрики: Политические системы и процессыВозможно, вам будут интересны другие публикации:Устинкин С. В., Данилова Н. М.Историческая память как фактор обеспечения стабильности российского государства и общества // Власть в XXI веке. Социокультурные аспекты политических процессов: Монография / Под общ. ред. М.И. Рыхтика, А.Н. Фортунатова. – Н. Новгород: Издво ННГУ, 2020. – С. 59-78.Оганисьян Ю. С.Великая Отечественная. Победа необратима // Свободная мысль. 2020. № 2. С. 203–217.Устинкин С. В., Куконков П. И.Роль учебников по истории в воспитании молодёжи // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2020. № 8 (367). С. 113-122.Коломиец В. К.К проблеме исторического «аналога» политического процесса (историческая память в модернизирующемся обществе: итальянский вариант) // Модернизация и политика в ХХI веке / Отв. ред. Ю. С. Оганисьян; Ин-т социологии РАН. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. - С. 168-195.Щенина О. Г.Историческая память о войне: актуальное измерение // Победа, которая изменила мир (войны, революции, реформы в судьбах России): [монография] / О. М. Михайленок, А. А. Галкин, Ю. С. Оганисьян [и др.]; Отв. ред. О. М. Михайленок; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 307-321.