Учебная мотивация современных студентов: опыт кластерного анализа Пинчук А.Н., Тихомиров Д.А., Карепова С.Г.Учебная мотивация современных студентов: опыт кластерного анализа // Социальные и гуманитарные знания. 2023. Т. 9. № 2. С. 210-219.ISSN 2412-6519DOI: 10.18255/2412-6519-2023-2-210-219EDN: EYNJUYРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=53978228Размещена на сайте: 11.08.23Текст статьи на сайте журнала URL: http://j.uniyar.ac.ru/index.php/dnk/article/view/1395 (дата обращения 11.08.2023)Ссылка при цитировании:Пинчук А.Н., Тихомиров Д.А., Карепова С.Г. Учебная мотивация современных студентов: опыт кластерного анализа // Социальные и гуманитарные знания. 2023. Т. 9. № 2. С. 210-219. DOI: 10.18255/2412-6519-2023-2-210-219. EDN: EYNJUY.Pinchuk A.N., Tikhomirov D.А., Karepova S.G. Academic Motivation of Modern Students: The Experience of Cluster Analysis. Social’nye i gumanitarnye znanija. 2023. Vol. 9. No. 2. P. 210-219. (in Russ.) DOI: 10.18255/2412-6519-2023-2-210-219.АннотацияСтатья посвящена исследованию учебной мотивации студентов современных российских вузов. Во введении раскрываются теоретико-методологические подходы к изучению учебной мотивации, показывается исследовательская практика анализа данного феномена. В основной части статьи представлены результаты социологического исследования, проведённого авторами с целью типологизации современных студентов в зависимости от преобладающей направленности учебной мотивации. Эмпирической базой исследования выступил анкетный опрос, осуществленный в 2022 году в нескольких московских вузах. Основываясь на положениях теории самодетерминации, авторы исследуют структуру учебной мотивации опрошенных студентов и демонстрируют преобладающие мотивы посещения вуза. С опорой на результаты кластерного анализа выделяются три группы студентов в зависимости от выраженности внутренней или внешней мотивации, и анализируется кластерный профиль выделенных групп. С применением критериев непараметрической статистики демонстрируются отличия трёх кластерных групп, дифференцированных по полу и курсу обучения. В разрезе кластерной принадлежности показывается оценка профессионального выбора и выявляется готовность опрошенных студентов сменить специальность в будущем. Делается вывод о том, что негативное отношение к профессиональному выбору и готовность к переквалификации больше всего характерна для студентов, которые демонстрируют внешнюю мотивацию интроецированного и экстернального типов. В заключении отмечается прикладной аспект эмпирического анализа учебной мотивации и подчёр- киваются перспективы развития данной темы. Ключевые слова:учебная мотивация теория самодетерминации внутренняя учебная мотивация внешняя учебная мотивация амотивация профессиональный выбор кластерный анализ academic motivation self-determination theory intrinsic academic motivation extrinsic academic motivation amotivation professional choice cluster analysis Рубрики: Социология образованияМетоды сбора и анализа социологических данныхВозможно, вам будут интересны другие публикации:Бочаров В. Ю., Васькина Ю. В., Иванов Д.Ю., Нестеров А. Ю., Ткаченко И.С.Факторы трудовой мотивации работников предприятий аэрокосмического кластера в условиях цифровизации и роботизации // Семиотические исследования. 2023. Т. 3. № 4. C. 100-113.Анисимова Т. Г., Маршак А. Л.Молодежная самозанятость: мотивация и социальное самочувствие // Неформальная занятость в России и Монголии в современных условиях: кол. моногр. / науч. ред. З. Т. Голенкова, отв. ред. Д. Д. Бадараев. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2023. С. 84-94.Пинчук А. Н., Тихомиров Д. А., Карепова С. Г., Литовко М.А.Карьерные стратегии работников сферы интеллектуальных деловых услуг (на примере московских компаний) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2023. Т. 26. № 2. С. 110–134.Попова И. П.Professional Choice: The Influence of the Cultural Resources of the Families of Russian Specialists // Russian Education and Society. 2014. Vol. 56. No. 10. P. 3-23.Воронина Н. С.Практикум по анализу данных в социологии в программе SPSS : Учебное пособие / Наталья Воронина. Москва : ИД «Городец», 2024. – 332 с. : ил.