Политический режим и возможности протестной активности Дука А.В.Политический режим и возможности протестной активности // Актуальные проблемы Европы. – 2023. – № 3(119). – С. 32-54.ISSN 0235-5620DOI: 10.31249/ape/2023.03.02EDN: NAOJQWРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=54366655Размещена на сайте: 28.09.23Текст статьи на сайте журнала URL: https://upe-journal.ru/article.php?id=2529 (дата обращения 28.09.2023)Ссылка при цитировании:Дука А.В. Политический режим и возможности протестной активности // Актуальные проблемы Европы. – 2023. – № 3(119). – С. 32-54. DOI: 10.31249/ape/2023.03.02. EDN: NAOJQW.Duka A.V. Political regime and opportunities for protest activity. Current problems of Europe. 2023. No.3. P. 32-54. DOI: 10.31249/ape/2023.03.02. DOI: 10.31249/ape/2023.03.02.АннотацияУспешность протестных (и шире – общественных) движений определяется рядом внутренних и внешних для данных движений условий. Последние анализируются в рамках концепции «структуры политических возможностей». Реализация требований, также как и приход новых групп во власть возможен не столько потому, что данные группы стремятся реализовать свою программу или оказаться во властных структурах, сколько с возможностью сделать это. Эти возможности связаны: как с внутриэлитным отношениями, так и с интенциями элитных групп; институциональной «восприимчивостью» к изменениям; ресурсами групп, бросающих вызов существующему политическому курсу. Одновременно они определяют формы активности, задавая ограничения на способы и методы действия. Важно различать политические системы, в которых осуществляется социальная активность. Открытые политические системы восприимчивы к требованиям социальных групп и населения в целом. В них структура политических возможностей выступает не только характеристикой условий социальной активности, но и структурной характеристикой механизма обеспечения воспроизводства и стабилизации самой системы. (Полу)закрытые системы, соотносимые с полудемократическими, гибридными и авторитарными режимами, стабилизация и воспроизводство базовых отношений обеспечивается авторитарной консолидацией. В этом случае властные группы будут стремиться закрыть возможности. Создавая ограничения и/или запреты на несанкционированную со стороны властных институтов и элит организованную деятельность, направленную на изменение (корректировку) политического курса.Ключевые слова:протест общественные движения социальные движения политический режим политическая система структура политических возможностей элиты protest social movements political regime political system political opportunity structure elites Рубрики: Политическая социологияПолитические системы и процессыВозможно, вам будут интересны другие публикации:Дука А. В.Элиты в структуре политических возможностей // Власть и элиты. 2023. Т. 10. №. 2. С. 24–43.Цепилова О. Д.Этапы институционализации экологического протестного движения в постперестроечной России // Власть и элиты. 2023. Т. 10. № 2. С. 211–233.Дука А. В.Власть и общество в потоке перемен. Вместо предисловия // Власть и элиты / Гл. ред. А.В. Дука. Т. 5. СПб.: Интерсоцис, 2018. С. 7-24.Дука А. В.Политические скандалы // Политология. Новый лексикон / Под ред. А.И. Соловьева. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2023. С.182-192.Великая Н. М., Тартыгашева Г.В.Российская молодежь как субъект политики: особенности политического поведения // Социально-демографический потенциал российской молодёжи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Ялта, 22–24 апреля 2021 года) / Отв. ред. Т. К. Ростовская. – М.: ФНИСЦ РАН, 2021. С. 23-27. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9557.