Опыт научного наставничества академических ученых Осадчая Г.И., Юдина Т.Н.Опыт научного наставничества академических ученых // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2023. Т. 16, № 3. С. 82–90.ISSN 2075-2067DOI: 10.17213/2075-2067-2023-3-82-90EDN: GEUISCРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=54304642Размещена на сайте: 04.10.23 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Осадчая Г.И., Юдина Т.Н. Опыт научного наставничества академических ученых // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2023. Т. 16, № 3. С. 82–90. DOI: 10.17213/2075-2067-2023-3-82-90. EDN: GEUISC.Osadchaya G.I., Yudina T.N. Experience of scientific mentoring of academic scientists // Bulletin of the South Russian State Technical University. Series: Socio-economic Sciences. 2023; 16(3): 82–90. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.17213/2075-2067-2023-3-82-90. DOI: 10.17213/2075-2067-2023-3-82-90.АннотацияЦель исследования. В статье на примере сотрудничества Института философии Российской академии наук, Института социологии Российской академии наук и социологического факультета Российского государственного социального университета по реализации задачи интеграции университетского образования и академической науки рассмотрено содержание научного наставничества как продуктивного способа активизации исследовательской деятельности студентов, повышения уровня их научно-исследовательской культуры и академического статуса с целью анализа системы взаимодействия наставников и студентов, сферы их повседневных практик. Методология исследования представлена методами ретроспективного анализа материалов, литературы, документов, аналогии и сопоставления, а также обобщения результатов исследования. Результаты исследования. В статье раскрыта идеология сотрудничества, состоящая в создании условий молодым социологам вузов для получения современных научных знаний, их использования при подготовке курсовых, дипломных проектов, а также кандидатских диссертаций и для научных сотрудников институтов РАН — в систематизации результатов социологических исследований, расширении состава участников академических проектов, привлечении талантливой молодежи к дальнейшему обучению в аспирантуре. Показаны формы учебно-научной деятельности наставников: методологические практикумы, мастер-классы, дискуссии, роль личности наставника и эффективность внедрения наставничества в университете, результаты деятельности, обоснована потребность перехода высшего образования к научно-образовательной деятельности, превращению научного наставничества в эффективный механизм образовательного процесса.Ключевые слова:наставничество научное наставничество социологическая школа mentoring scientific mentoring sociological school Рубрики: Социология профессий и профессиональных группСоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Осадчая Г. И., Юдина Т. Н.Социологическая школа под руководством Н.И. Лапина и В.А. Ядова «Ценности, интересы, групповые солидарности и социальное управление» // Консолидация российского общества в новых геополитических реалиях: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием I Лапинские чтения (г. Москва, 21–22 ноября 2022 г.) / Отделение общественных наук РАН, Вологодский научный центр Российской академии наук, Институт философии Российской академии наук. – Вологда : ВолНЦ РАН, 2023. – С. 18-21. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Текст: электронный. С. 18-21Кондратьев Э.В., Юрченко О. В.Наставничество в профессии: динамика становления социального института // Профессиональные династии: воспроизводство профессиональных групп : [монография] / В. А. Мансуров [и др.]; отв. ред. В. А. Мансуров; ред. Е. Ю. Иванова; ФНИСЦ РАН. – Москва: ФНИСЦ РАН, 2020 – С. 128-139. 1 электрон. опт. диск 12 см. (CD-ROM). – Систем требования: IBM PC, Windows 95 и выше.Ростовская Т. К.Система наставничества в демографии: традиции, современность // Культурное наследие и связь поколений: монография / Е.С. Баева, А.А., Балясов, С.А. Барков, Л.А. Беляева [и др.] / Под общ. ред. проф. З.Х. Саралиевой. – Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2023. С. 167-176.Мамонова О. Н., Cоcуновa И.A., Юрченко О. В.Наставничество в науке как индикатор социального измерения модернизации и научно-технологического развития // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. Вып. 5. Ч. 1 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. – М., 2022. С. 1060-1062.Мамонова О. Н., Юрченко О. В.Наставничество в науке: перспективы и вызовы // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2021. Вып. №5 (88). С. 76-83.