Представления школьников о STEM-профессиях в контексте профориентационной работы Колесникова Е.М.Представления школьников о STEM-профессиях в контексте профориентационной работы // Социальное пространство. Т. 9. № 3. URL: http://socialarea-journal.ru/article/29760ISSN 2499-9881DOI: 10.15838/sa.2023.3.39.11EDN: QAMBQIРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=54655008Размещена на сайте: 10.10.23Текст статьи на сайте журнала URL: http://socialarea-journal.ru/article/29760 (дата обращения 10.10.2023)Ссылка при цитировании:Колесникова Е.М. Представления школьников о STEM-профессиях в контексте профориентационной работы // Социальное пространство. Т. 9. № 3. URL: http://socialarea-journal.ru/article/29760 DOI: 10.15838/sa.2023.3.39.11. EDN: QAMBQI.Kolesnikova E.M. (2023). Schoolchildren’s Perceptions of STEM Professions in the Context of Career Guidance Work. Social area, 9 (3). DOI: 10.15838/sa.2023.3.39.11 URL: http://socialarea-journal.ru/article/29760?_lang=en DOI: 10.15838/sa.2023.3.39.11.АннотацияВ настоящее время STEM-профессии чрезвычайно востребованы в экономике и обществе. Очевидны усилия государства и бизнеса в вопросах профессиональной ориентации школьников, однако сохраняются определенные проблемы, требующие анализа. Мнения учащихся школы относительно профессий ученого, инженера, технолога могут быть как барьером, так и стимулом для выбора данного направления в качестве профиля образования и занятости. В статье отражены результаты пилотного исследования представлений школьников о STEM-профессиях. Рассмотрено, какие аспекты STEM-профессий воспринимаются школьниками как самые важные, какие из характеристик сходны и различаются с учетом таких ресурсов, как наличие или отсутствие научного капитала (обучение в STEM-классах и наличие в близком окружении тех, кто работал в профессиях, связанных со STEM) и планов относительно выбора будущей профессии. Результаты показывают, что у STEM-профессий в восприятии учащихся есть как универсальные, так и уникальные характеристики. Одни и те же характеристики STEM-профессий будут восприниматься частью школьников как отталкивающие и снижающие интерес, а некоторыми как вызов, специфика, источник вдохновения. Отсутствие у школьников возможности обучаться в профильных STEM-классах или общаться с родственниками, работающими по STEM-профессиям, способствует упрощению мнения о STEM-профессияхКлючевые слова:профориентация социология профессий школа инженер воспроизводство инженерных кадров STEM выбор профессии гендерные стереотипы career guidance sociology of professions school career choice engineer engineering reproduction STEM gender stereotypes Рубрики: Социология образованияСоциология профессий и профессиональных группВозможно, вам будут интересны другие публикации:Колесникова Е. М., Куденко И.А.Школьники о STEM-профессиях: общие и гендерные особенности представлений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 2. С. 239-252.Kolesnikova E.M., Kudenko I.А. Schoolchildren’s Perceptions of STEM Professions and Careers in Russia: Results of a Pilot Study. Integration of Education. 2022;26(3):449–465.Иванова Е. Ю.Ранняя профориентация как инновационная форма опережающего самоопределения дошкольников в модернизирующемся обществе // Primo Aspectu. 2019. № 1. C. 104-109.Антонов Ю. Е.Инженерные династии: перспективы культурной преемственности // Актуальные проблемы социологии культуры, образования, молодежи и управления [Электронный ресурс] : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 24–25 февраля 2016 г.) / под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. — С. 63-66.Инженерные династии России: монография / научн. ред. В.А. Мансуров – М.: РОС, 2017. – 331 с. 1 CD ROM