Адаптация российского малого бизнеса к шокам пандемии COVID-19: первые данные лонгитюдного исследования Чепуренко А.Ю., Галицкий Е.Б., Ослон А.А.Адаптация российского малого бизнеса к шокам пандемии COVID-19: первые данные лонгитюдного исследования // Общественные науки и современность. 2023. № 2. С. 90–110.ISSN 0869-0499DOI: 10.31857/S0869049923020065EDN: CEMGZWРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=53805523Размещена на сайте: 29.11.23Текст статьи на сайте журнала URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/836516266.pdf (дата обращения 29.11.2023)Ссылка при цитировании:Чепуренко А.Ю., Галицкий Е.Б., Ослон А.А. Адаптация российского малого бизнеса к шокам пандемии COVID-19: первые данные лонгитюдного исследования // Общественные науки и современность. 2023. № 2. С. 90–110. DOI: 10.31857/S0869049923020065. EDN: CEMGZW.Chepurenko A., Galitsky E., Oslon A. Adaptation of Russian Small Business to the COVID-19 Pandemic Shocks: The First Evidence of a Longitude. Social Sciences and Contemporary World. 2023. No. 2. P. 90–110. DOI: 10.31857/S0869049923020065.АннотацияНа данных двух волн лонгитюдного проекта ООО Институт Фонда «Общественное мнение» (июль – ноябрь 2021 г., исходный N = 750 человек) рассмотрены в динамике стратегии и факторы адаптации российского малого бизнеса к потрясениям, вызванным пандемией COVID-19. Показано, что: (1) оценка респондентами ситуации в экономике и в собственном бизнесе коррелирует с их бизнес-стратегией – предприниматели, которые стремятся к росту своего бизнеса, чаще положительно оценивают общую экономическую ситуацию, чем те, кто ориентирован на стабильность или выживание своего бизнеса. (2) Бизнес-мотивация влияет на оценку ситуации и реакцию на нее. Те, кто ведет бизнес с целью самореализации, чаще других оценивают положение дел в своем бизнесе положительно, в то время как ведущие бизнес вынужденно чаще оценивают его негативно. (3) Малые предприниматели могут менять стратегию в зависимости от динамики текущих доходов, причем их сокращение влияет на изменение стратегии сильнее, чем увеличение: предприниматели с уменьшающимся доходом бизнеса с большей вероятностью изменят стратегию на более консервативную («стабильность» или «выживание»), в то время как рост доходов реже приводит к изменению стратегии на более активную («развитие»).Ключевые слова:малый бизнес пандемия адаптация Россия лонгитюд small business COVID-19 pandemic adaptation strategies Russia longitude Рубрики: Экономическая социологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Гнатюк А. Н.Перспективные пути в условиях финансово-экономического кризиса в современной России // Общество: социология, педагогика, психология. 2017. №5. С. 16-21.Левашов В. К., Анищенко А.В., Шушпанова И. С.Государственная поддержка системообразующих предприятий в России в период пандемии COVID-19 // Пандемия COVID-19: Вызовы, последствия, противодействие: [монография] / А.В. Торкунов, С.В. Рязанцев, В.К. Левашов [и др.]; Под ред. А.В. Торкунова, С.В. Рязанцева, В.К. Левашова; вступ. слово А.В. Торкунова. — М.: Издательство Аспект Пресс, 2021. С. 229-236.Левашов В. К., Анищенко А.В., Шушпанова И. С.Государственные меры поддержки предпринимательства в России в период пандемии COVID-19 // Пандемия COVID-19: Вызовы, последствия, противодействие: [монография] / А.В. Торкунов, С.В. Рязанцев, В.К. Левашов [и др.]; Под ред. А.В. Торкунова, С.В. Рязанцева, В.К. Левашова; вступ. слово А.В. Торкунова. — М.: Издательство Аспект Пресс, 2021. С. 236-243.Chepurenko A. Small family business in Russia: formal or informal? International Journal of Sociology and Social Policy, 2018, Vol. 38. Issue 9-10, pp. 809-822.Егорова А.И., Чепуренко А. Ю.Факторы упругости малого предпринимательства в условиях внешних шоков в России (по данным лонгитюдного исследования) // Российский журнал менеджмента. 2022. Т. 20. № 2. С. 172-197.