Институт образования как фактор формирования российской гражданской идентичности
Волков Ю.Г., Семененко Д.А.
Институт образования как фактор формирования российской гражданской идентичности // Социология. – 2023. – № 2. – С. 16-24.
ISSN 1812-9226
DOI: 10.24412/1812-9226-2023-2-16-24
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=53773246
Размещена на сайте: 04.12.23
Текст статьи на сайте Cyberleninka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-obrazovaniya-kak-faktor-formirovaniya-rossiyskoy-grazhdanskoy-identichnosti (дата обращения 04.12.2023)
Ссылка при цитировании:
Volkov Yu.G., Semenenko D.A. The Institute of Education as a Factor in the Formation of Russian Civil Identity. Sociology. 2023. No. 2. Pp. 16-24. DOI: 10.24412/1812-9226-2023-2-16-24.
Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению социального института образования как фактора формирования российской гражданской идентичности. В статье применяется структурно-функциональный подход. Объективная составляющая российской гражданской идентичности реализуется через формальные (государство и право) и неформальные механизмы (социально-культурные нормы). В качестве механизмов укрепления гражданской идентичности в институте образования рассматриваются: поддержание этнокультурного образования, включающего приобщение к российскому этнокультурному историческому наследию и знакомство с этнокультурными ценностями и историей других народов; оснащение преподавания дисциплин этнокультурной программы инновационными методиками, направленными на развитие практических умений и навыков в сфере изучения различных сторон этнической культуры. Формировать и укреплять нормативно-ценностные ориентации, воспитывать активную гражданскую позицию и прививать патриотизм одновременно и на основе государственного русского языка, способен институт образования. Русский язык в институте образования играет консолидирующую роль. Институт образования влияет на российскую идентичность в двух направлениях: 1) через формирование интеллектуального капитала, способствующего успешной адаптации к социальным, экономическим и политическим изменениям и консолидации, что определяет его важность в системе гражданской идентичности; 2) через воспитательную функцию, ориентированную на формирование совокупности гражданских свойств личности.
Ключевые слова:
институт образования российская идентичность гражданская идентичность, патриотизм воспитание полиэтничный социум institute of education russian identity civic identity patriotism upbringing polyethnic societyРубрики:
Социальная структура и стратификацияСоциология образования
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
- Согомонов А. Ю.
Гражданское образование и патриотизм // Общая тетрадь. 2014. N. 1 (64). С. 65-76. - Pronina, Elena I. Characteristics of the Teaching of Citizenship and Patriotism to Upper-Grade School Students // Russian Education and Society. 2012. №5. P.77-90.
- Институциональные практики патриотического воспитания в системе высшего образования: состояние, проблемы и перспективы : коллективная монография / Ю.Г. Волков (отв. ред.) и [др.]. — Ростов-на-Дону — Майкоп: Участок оперативной полиграфии АГУ, 2018. - 204 с.
- Преподавание курса «История нашего края»: учебно-методическое пособие / отв. ред. О. Г. Щенина ; Министерство образования Московской области, Корпоративный университет развития образования. – Москва : КУРО, 2024. – 244, [4] с.
- Pronina E.I., Grishaeva N.P., Borrego D.M. Modern trends of formation of upperclassmen’s civic consciousness and patriotism // Differences, Inequalities and Sociological Imagination: View from Russia / Editor-in-Chief V.Mansurov, Moscow, 2015. P. 110-128. 1 СD ROM.