Публичные выступления как жанр презентации результатов Стрельникова А.В.Публичные выступления как жанр презентации результатов // Практики анализа качественных данных в социальных науках [Текст] : учеб. пособие / отв. ред. Е. В. Полухина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. С. 334-346.ISBN 978-5-7598-2542-5DOI: 10.17323/978-5-7598-2542-5РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=50442065Размещена на сайте: 05.12.23 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Стрельникова А.В. Публичные выступления как жанр презентации результатов // Практики анализа качественных данных в социальных науках [Текст] : учеб. пособие / отв. ред. Е. В. Полухина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. С. 334-346. DOI: 10.17323/978-5-7598-2542-5.АннотацияВ данной книге исследователи рассказывают о принципах работы и лич-ном опыте применения таких методов, как нарративный, тематический, сетевой анализ, дискурс-анализ, обоснованная теория, качественный контент-анализ,текст-майнинг.Книга состоит из трех взаимосвязанных разделов. В первом разделе читате-лю предлагается разобраться в специфике качественного анализа данных и сориентироваться в сложившемся методическом ландшафте. Во втором разделе авторы показывают особенности кодирования и обработки данных, демонстрируют специфику работы с различным программным обеспечением. В третьем разделе рассказывается о том, в каких форматах можно представить результаты качественного исследования. Каждая глава содержит объяснение ключевых понятий и одновременно показывает примеры и возможные алгоритмы работы с данными. Ключевые слова:анализ данных качественные методы анализа презентация результатов исследования data analysis qualitative methods research presentation Оглавлениескрыть оглавлениепоказать оглавлениеОГЛАВЛЕНИЕ Введение ............................................................................................... 8 РАЗДЕЛ I. МНОГООБРАЗИЕ ДАННЫХ И МЕТОДОВ АНАЛИЗА Глава 1. Качественные данные и дилеммы аналитика .........................15 Аналитические практики: поиск баланса между интуицией и формализацией ................................................. 17 Базовые методы анализа качественных данных ..............................21 Обзор программных решений для анализа качественных данных .........................................................................24 Глава 2. Нарративный анализ в социологии: подход, метод или метафора? ..............................................................32 Теоретическая интерпретация понятия «нарратив» .........................32 Стратегии нарративного анализа ......................................................39 Варианты эмпирической работы с нарративами ..............................46 Нарративный анализ аргументации респондентов в массовом опросе ..............................................................................49 Нарративный анализ интервью в рамках стратегии кейс-стади ..........................................................52 Глава 3. Дискурс-анализ как метод анализа текста: опыт применения постструктуралистской теории дискурса для изучения конфликта в индустрии моды ..........................58 Подходы к анализу дискурса .............................................................58 Предпосылки постструктуралистской теории дискурса .................60 Постструктуралистская теория дискурса: введение в метод ............63 Возможные процедуры анализа дискурса с применением идей Лакло и Муфф .................................................66 Эмпирический пример дискурс-анализа: конфликт в индустрии моды ...............................................................................69 Академическая литература как источник для анализа контекста дискурса и понимания значений .................74 Глава 4. Опыт применения тематического анализа в изучении идентичности индустриального рабочего ...........................81 Тематический анализ как метод ........................................................82 Базовые понятия и процедуры тематического анализа ...................84 Проект об индустриальных рабочих: замысел и реализация ..........87 Аналитические практики в «поле района» ........................................89 Аналитический путь после поля: от многоаспектных данных к темам .................................................92 Глава 5. Качественный контент-анализ: возможности, методика, процедуры ...........................................................................99 Общие характеристики данных для контент-анализа .................... 101 Познавательные границы метода качественного контент-анализа ............................................................................... 103 Сравнение качественного и количественного контент-анализа ...104 Процедуры проведения качественного контент-анализа .............. 105 Пример анализа ................................................................................ 112 РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКИ КОДИРОВАНИЯ И ОБРАБОТКИ КАЧЕСТВЕННЫХ ДАННЫХ Глава 6. Опыт кодирования «на бумаге», или Как исследователю с количественным бэкграундом научиться анализировать интервью ................................................... 121 Предыстория: «…мне ближе более объективный мир количественных данных» ................................................................. 121 Исследование мотивации волонтеров в чрезвычайных ситуациях и обоснованная теория .................................................. 123 Техника кодирования ....................................................................... 125 Как описать полученную теорию? .................................................. 135 Для чего нужны результаты кодирования? ..................................... 137 Как представить результаты качественного исследования? ........... 137 Глава 7. Обработка данных интервью в NVivo: опыт изучения эмоциональных высказываний в отношении социальной мобильности .............................................. 142 Эмоциональный фон социальных перемещений: введение в эмпирический кейс ........................................................144 Работа с кодами в NVivo .................................................................. 146 Визуализация данных ...................................................................... 154 Глава 8. Преодолевая практику cherry picking: аналитический путь от 100 часов интервью до диссертационной главы .................................................................164 Исследование об академических карьерах...................................... 166 Несколько слов о «качестве» качественных исследований ............ 169 Практика cherry picking vs аналитическая тщательность ................ 171 О транскрибировании как стадии анализа .................................... 173 Как кодировать данные, чтобы это имело смысл ........................... 176 Важность комментирования данных .............................................. 181 Дневник исследования — архив идей .............................................. 183 Аналитические заметки, или мемо ................................................. 184 Вывод результатов анализа из ПО ................................................... 185 Сокращение объема данных и разработка пропозиций ................190 Движение в сторону теории: от описательного текста к аналитическому .............................................................................194 Эффект поспешного вывода и смена фокуса ................................ 196 Глава 9. Возможности и ограничения ATLAS.ti при обработке массивов текста: кодирование и количественный анализ ..................202 Понятия текста и масштабных текстовых данных..........................203 ATLAS.ti: знакомство с программой и ее задачами .......................205 Основная работа в ATLAS.ti: кодирование .....................................206 Роль кодировщиков и их согласованность ......................................209 Принципы кодирования при подготовке данных для комбинированного анализа ...................................................... 211 Подготовка массивов текста для анализа: требования к данным ....................................................................... 212 Виды массивов ................................................................................. 213 Линейные распределения и анализ соответствий .......................... 216 Эмпирические кейсы ...................................................................... 219 Глава 10. Как онлайн-инструменты могут облегчить коллективный анализ глубинных интервью .......................................244 Распространенность коллективных качественных проектов в социологических исследованиях .................................244 Сложности групповой исследовательской работы .........................248 Достижение консенсуса как условие групповой работы ................249 О согласованности кодирования данных группой исследователей ................................................................................ 251 Опыт коллективного кодирования .................................................253 Карта мыслей (mind map) как инструмент разработки кодификатора для анализа качественных данных ..........................255 Опыт коллективного кодирования в Dedoose: особенности онлайн-системы .........................................................263 Проверка согласованности кодирования .......................................268 Технические проблемы ...................................................................269 Глава 11. Возможности и ограничения текст-майнинга: применение современных методов анализа текстовых данных .......... 273 Текст-майнинг как направление: введение и основные понятия ........................................................................ 273 Особенности текстовых данных ..................................................... 278 Библиотеки для текст-майнинга в Python ......................................285 Применение методов текст-майнинга: эмпирические примеры ...................................................................287 Задача классификации — поиск самых распространенных слов у информантов разного пола на основе частоты встречаемости слов и TF-IDF ..........................289 Задача кластеризации — поиск основных тем в корпусе документов с помощью латентносемантического анализа ...................................................................296 Тематический анализ с помощью сетевого анализа .......................300 РАЗДЕЛ III. ЖАНРЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ Глава 12. Фотография в социологической работе: практики сбора и презентации ........................................................... 313 Использование фотографий в исследованиях домашнего пространства .................................................................................... 316 Использование фотографии как части биографической прогулки ............................................................... 321 Визуальное эссе как жанр представления результатов ..................324 Глава 13. Публичные выступления как жанр презентации результатов .....................................................334 Выступления в академической и неакадемической аудитории .........................................................335 Вопросы: обратная связь от аудитории ..........................................338 Некоторые особенности презентации результатов качественных исследований ............................................................339 ПРИЛОЖЕНИЕ Путеводитель по базовым функциям ATLAS.ti ..............................347 Библиография ....................................................................................352 Сведения об авторах .......................................................................... 381Рубрики: Методы сбора и анализа социологических данныхВозможно, вам будут интересны другие публикации:Давыдов А. А.Качественные исследования: перспективы развития// Официальный сайт ИC РАН. - 2008. URL:http://www.isras.ru/publ.html?id=1128Стрельникова А. В.Стратегии смешивания методов и вторичный анализ данных: точки пересечения и потенциал в изучении социальной мобильности // Современные исследовательские практики в социологии: сборник материалов конференции молодых ученых (Москва, 19–20 апреля 2017 г.) / Под общ. ред. В. В. Семеновой; ФНИСЦ РАН. — Москва : ФНИСЦ РАН, 2017. — 232 с. C. 57-66.Саганенко Г. И.Надежность результатов социологического исследования [Текст] / Г.И. Саганенко ; под ред. В.А. Ядова. – Изд. 2-е. – М. : ЛЕНАНД, 2017. – 200 c.Воронин Г. Л.Программа анализа социологической информации IBM SPSS STATISTICS V21.0.0.0: учебно-методическое пособие / Г.Л. Воронин. – Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2016. – 104 с.Klimova S.G., Mikheyenkova M.A., Russovich V.V. The Formalized Heuristics for Typological Analysis of Society. Automatic Documentation and Mathematical Linguistics. 2021. Vol. 55. No. 6. Pp. 286–297.