Выбор технической специальности студентами российских вузов: поколенческий анализ Прошкова З.В.Выбор технической специальности студентами российских вузов: поколенческий анализ // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2023. — Т. 14. — № 3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/62SCSK323.pdf.ISSN 2542-0577DOI: 10.15862/62SCSK323EDN: XDCUMDРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=55376599Размещена на сайте: 28.12.23Текст статьи на сайте журнала URL: https://sfk-mn.ru/PDF/62SCSK323.pdf (дата обращения 28.12.2023)Ссылка при цитировании:Прошкова З.В. Выбор технической специальности студентами российских вузов: поколенческий анализ // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2023. — Т. 14. — № 3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/62SCSK323.pdf. DOI: 10.15862/62SCSK323. EDN: XDCUMD.Proshkova Z.V. The choice of a technical specialty by students of Russian universities: generational analysis. World of Science. Series: Sociology, Philology, Cultural Studies. 2023; 14(3): 62SCSK323. Available at: https://sfk-mn.ru/PDF/62SCSK323.pdf. (In Russ., abstract in Eng.) DOI: 10.15862/62SCSK323.АннотацияВ статье речь идет о наследовании технических профессий на протяжении трех поколений семьи. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучить влияние семьи на образовательный, профессиональный и культурный капитал учащейся молодежи. Основными вопросами проекта являются образовательные и профессиональные пути нескольких поколений семьи, семейный капитал, мотивы выбора технической профессии студентами российских вузов, династии технических специалистов, сбор биографических сочинений как метод эмпирической социологии. Анализировались письменные автобиографии студентов технических специальностей российских высших учебных заведений. Изучался образовательный опыт родителей, бабушек и дедушек информантов. Автором представлена классификация профессий старших поколений семьи. Тексты обрабатывались с помощью специализированных компьютерных программ. Установлено, что техническая профессия лидирует в списке занятий старших поколений семьи студентов. На второй позиции находятся работники в сфере экономики. В династиях технических специалистов главным фактором выбора профессии выступает наследование семейного профессионального, образовательного, культурного и социального капитала. В других семьях основными мотивами выбора технического образования и профессии являются способности и интересы студента, а также перспективы высокого дохода. Наследование профессии замыкает рейтинг причин поступления на технические факультеты. Проведен методологический анализ сбора биографических сочинений. Подход минимизирует присутствие исследователя на полевом этапе реализации проекта, позволяет использование компьютерной обработки текстов, релевантен изучению поколенческой проблематики в социологии. Среди недостатков метода - неполнота получаемой первичной информации. Результаты проекта можно применять для решения задач социальной политики в сферах труда, образования и семьи. Для социологии важен опыт поколенческого анализа биографических материалов. Кроме того, результаты исследования используются в социологическом образовании.Ключевые слова:техническая профессия техническое образование студенты поколение наследование профессии семейный капитал культурный капитал биографические сочинения technical profession technical education students generation inheritance of profession family capital cultural capital biographical writings Рубрики: Социология образованияСоциология семьиВозможно, вам будут интересны другие публикации:Прошкова З. В.Наследование культурного капитала в семье: образовательные и профессиональные пути поколений, биографический подход // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2022. №3. С. 34-41. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/32SCSK322.pdfПрошкова З. В.Концепция «человеческого капитала» в изучении городских высокорейтинговых школ // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: VIII междунар. науч.-практ. конф.: сб. ст. / отв. ред. Н.М. Космачева. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2018. – С. 79-87.Прошкова З. В.Семейные и культурные ресурсы, влияющие на поступление абитуриента в университет // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2020. No4. https://sfk-mn.ru/PDF/06SCSK420.pdf.Попова И. П.Professional Choice: The Influence of the Cultural Resources of the Families of Russian Specialists // Russian Education and Society. 2014. Vol. 56. No. 10. P. 3-23.Прошкова З. В., Еременко Я.Е.Образование в онлайн школах в оценках старшего поколения семьи // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2022. №4. С. 52-59. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/04SCSK422.pdf