Модели будущей жизни в биографическом проекте старшеклассников Дивисенко К.С.Модели будущей жизни в биографическом проекте старшеклассников // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023. № 4. С. 570–578.ISSN 2078-7898DOI: 10.17072/2078-7898/2023-4-570-578EDN: SCPBWJРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=56643907Размещена на сайте: 29.12.23Текст статьи на сайте журнала URL: http://www.philsoc.psu.ru/89-nauka/1893-modeli-budushchej-zhizni-v-biograficheskom-proekte-starsheklassnikov (дата обращения 29.12.2023)Ссылка при цитировании:Дивисенко К.С. Модели будущей жизни в биографическом проекте старшеклассников // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023. № 4. С. 570–578. DOI: 10.17072/2078-7898/2023-4-570-578. EDN: SCPBWJ.Divisenko K.S. [Models of the future life in the biographical project of high school students]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofia. Psihologia. Sociologia [Perm University Herald. Philosophy. Psychology. Sociology], 2023, issue 4, pp. 570–578 (in Russian), https://doi.org/10.17072/2078-7898/2023-4-570-578 DOI: 10.17072/2078-7898/2023-4-570-578.АннотацияПроцессы индивидуализации, дестандартизации жизненной траектории, ослабление культурной преемственности в современном обществе актуализируют необходимость осмысления и пересмотра индивидами собственного жизненного проекта на разных этапах личной истории. В современной социологии особое внимание уделяется образу будущего, который понимается как социальный факт, несущий определенные последствия для общества и жизни индивидов. На примере жизненных планов петербургских старшеклассников в статье рассматривается образ будущего в контексте биографического проекта индивида. Ставится акцент на взаимосвязи желаемого образа будущего, жизненных идеалов, планов, стратегий, что дает ключ к пониманию современных социокультурных трансформаций на уровне индивидов. С помощью количественных и качественных методов описываются отдельные типы представлений о будущем и определяющие их факторы. На основе анализа пересечений гендерных представлений и репродуктивных намерений выявлены три модели гендерно-маркированных представлений старшеклассников о будущей семейной жизни и профессиональной траектории. Анализируются особенности биографического проектирования старшеклассниками собственного будущего и стоящие за ними традиционные, неотрадиционные и эмансипаторные смыслы. Показано, что религиозность (значимость Бога) не связана ни с решением школьниками экзистенциальных вопросов, ни с субъективным благополучием, т.е. не выполняет ни мировоззренческую, ни компенсаторную функцию. Связь религиозности с воспроизводством традиционных ценностей позволяет считать ее аксиологическим компонентом биографического проектирования. Результаты исследования свидетельствуют о том, что значимость семьи и деторождения для старшеклассников в целом сохраняется, хотя явно прослеживается и альтернативный традиционному биографическому проекту вариант с интенцией на несемейное будущее.Ключевые слова:биографический проект образ будущего модели будущей жизни дестандартизация жизненной траектории старшеклассники ценности будущая семья biographical project perceptions of the future future life models life trajectory destandardization high school students values future family Рубрики: Социология семьиВозможно, вам будут интересны другие публикации:Дивисенко К. С.Жизненные планы старшеклассников вчера и сегодня // Психология обучения. 2019. № 5. С. 41-51.Дивисенко К. С.Религиозный аспект биографического проекта старшеклассников: опыт эмпирического исследования // Социология религии в обществе позднего модерна. 2023. Т. 12. № 2. С. 22-28.Дивисенко К. С.Восприятие будущего и биографический проект индивида // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2021. № 4. С. 103-108.Дивисенко К. С.Биографический проект старшеклассников: пересечение гендерных представлений и моделей планируемой семьи // Женщина в российском обществе. 2022. № 2. С. 103—118.Дивисенко К. С.Биографическое проектирование старшеклассниками собственного будущего: соотнесенность жизненных планов и стратегий их реализации // Ананьевские чтения — 2020. Психология служебной деятельности: достижения и перспективы развития (в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.): материалы международной научной конференции, 8–11 декабря 2020 года / Под общей редакцией А.В. Шаболтас, Е.Л. Солдатовой. Отв. ред. А.К. Кулиева. — СПб.: Скифия-принт, 2020. С. 57-58.