Детерминанты выбора профессии в образовательных стратегиях студенчества в контексте воспроизводства человеческого капитала



Великая Н.М., Ирсетская Е.А., Китайцева О.В.
Детерминанты выбора профессии в образовательных стратегиях студенчества в контексте воспроизводства человеческого капитала // Интеграция образования. 2023. Т. 27. № 4. С. 630–645.
ISSN 1991-9468
DOI: 10.15507/1991-9468.113.027.202304.630-645
EDN: ILWSPI
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=56660189

Размещена на сайте: 09.01.23

Текст статьи на сайте журнала URL: https://edumag.mrsu.ru/index.php/ru/articles/125-23-4/1125-10-15507-1991-9468-113-027-202304-5 (дата обращения 09.01.2024)


Ссылка при цитировании:

Великая Н.М., Ирсетская Е.А., Китайцева О.В. Детерминанты выбора профессии в образовательных стратегиях студенчества в контексте воспроизводства человеческого капитала // Интеграция образования. 2023. Т. 27. № 4. С. 630–645. DOI: 10.15507/1991-9468.113.027.202304.630-645. EDN: ILWSPI.
Velikaya N.M., Irsetskaya E.A., Kitaitseva O.V. Determinants of Profession Choice in Students’ Educational Strategies in the Context of the Reproduction of Human Capital. Integration of Education. 2023. Vol. 27. No. 4. Pp. 630–645. https://doi.org/10.15507/1991-9468.113.027.202304.630-645 DOI: 10.15507/1991-9468.113.027.202304.630-645.

Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью оптимизации процесса воспроизводства и наращивания человеческого капитала Российской Федерации, где первостепенное место принадлежит образованию. В статье рассматриваются образовательные стратегии российских студентов в современных условиях перехода к шестому технологическому укладу, когда особое значение приобретает становление обучающегося общества и экономики знаний, что требует дополнительных инвестиций в человеческий капитал и образовательный в частности. Цель статьи – описать образовательные стратегии студентов г. Москвы; выявить взаимосвязь следования определенной образовательной стратегии и проектирования будущей жизни студентов в соответствии с выбираемым планом получения образования.Материалы и методы. Эмпирической базой статьи стали данные социологического исследования «Студенты России: гражданская культура и жизненные стратегии», проведенного в апреле – мае 2022 г. методом онлайн-опроса с дополнительной репрезентацией массива по г. Москве. С помощью разведывательного факторного анализа методом главных компонент и вращения Варимакс авторы выделили факторы, позволяющие проинтерпретировать различные образовательные стратегии выбора студентами направления обучения.Результаты исследования. Сравнивая социальные практики студентов в г. Москве и регионах, выявляя доминирующие факторы при выборе специальности, авторы выделяют индексы выбора специальности, которые определяются разными факторами и ведут к приверженности студентами разных типов образовательных стратегий: рациональной, ближний круг доверия и случайного выбора.Обсуждение и заключение. Проведенное исследование позволило сформулировать ряд значимых выводов, которые вносят существенный вклад в понимание структуры социального капитала современной молодежи, где ведущая роль принадлежит образовательному капиталу, а его приращение является важной задачей в процессе обеспечения развития всего российского общества в целом.

Ключевые слова:

студент студенчество человеческий капитал образовательные стратегии профессиональные ориентации student students human capital educational strategies professional orientations

Рубрики:

Политическая социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: