Детерминанты выбора профессии в образовательных стратегиях студенчества в контексте воспроизводства человеческого капитала Великая Н.М., Ирсетская Е.А., Китайцева О.В.Детерминанты выбора профессии в образовательных стратегиях студенчества в контексте воспроизводства человеческого капитала // Интеграция образования. 2023. Т. 27. № 4. С. 630–645.ISSN 1991-9468DOI: 10.15507/1991-9468.113.027.202304.630-645EDN: ILWSPIРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=56660189Размещена на сайте: 09.01.23Текст статьи на сайте журнала URL: https://edumag.mrsu.ru/index.php/ru/articles/125-23-4/1125-10-15507-1991-9468-113-027-202304-5 (дата обращения 09.01.2024)Ссылка при цитировании:Великая Н.М., Ирсетская Е.А., Китайцева О.В. Детерминанты выбора профессии в образовательных стратегиях студенчества в контексте воспроизводства человеческого капитала // Интеграция образования. 2023. Т. 27. № 4. С. 630–645. DOI: 10.15507/1991-9468.113.027.202304.630-645. EDN: ILWSPI.Velikaya N.M., Irsetskaya E.A., Kitaitseva O.V. Determinants of Profession Choice in Students’ Educational Strategies in the Context of the Reproduction of Human Capital. Integration of Education. 2023. Vol. 27. No. 4. Pp. 630–645. https://doi.org/10.15507/1991-9468.113.027.202304.630-645 DOI: 10.15507/1991-9468.113.027.202304.630-645.АннотацияВведение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью оптимизации процесса воспроизводства и наращивания человеческого капитала Российской Федерации, где первостепенное место принадлежит образованию. В статье рассматриваются образовательные стратегии российских студентов в современных условиях перехода к шестому технологическому укладу, когда особое значение приобретает становление обучающегося общества и экономики знаний, что требует дополнительных инвестиций в человеческий капитал и образовательный в частности. Цель статьи – описать образовательные стратегии студентов г. Москвы; выявить взаимосвязь следования определенной образовательной стратегии и проектирования будущей жизни студентов в соответствии с выбираемым планом получения образования.Материалы и методы. Эмпирической базой статьи стали данные социологического исследования «Студенты России: гражданская культура и жизненные стратегии», проведенного в апреле – мае 2022 г. методом онлайн-опроса с дополнительной репрезентацией массива по г. Москве. С помощью разведывательного факторного анализа методом главных компонент и вращения Варимакс авторы выделили факторы, позволяющие проинтерпретировать различные образовательные стратегии выбора студентами направления обучения.Результаты исследования. Сравнивая социальные практики студентов в г. Москве и регионах, выявляя доминирующие факторы при выборе специальности, авторы выделяют индексы выбора специальности, которые определяются разными факторами и ведут к приверженности студентами разных типов образовательных стратегий: рациональной, ближний круг доверия и случайного выбора.Обсуждение и заключение. Проведенное исследование позволило сформулировать ряд значимых выводов, которые вносят существенный вклад в понимание структуры социального капитала современной молодежи, где ведущая роль принадлежит образовательному капиталу, а его приращение является важной задачей в процессе обеспечения развития всего российского общества в целом.Ключевые слова:студент студенчество человеческий капитал образовательные стратегии профессиональные ориентации student students human capital educational strategies professional orientations Рубрики: Политическая социологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Великая Н. М., Шушпанова И. С.Жизненные стратегии российской студенческой молодежи в контексте ориентаций на создание семьи // Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2022. Т. 15, № 1. С. 30–42.Тихонова Н. Е., Латов Ю. В.Подходы к анализу субъектов постиндустриального прорыва и роли их человеческого капитала в развитии обществ современного типа // Человеческий капитал российских профессионалов: состояние, динамика, факторы : [монография] / Н. Е. Тихонова, Ю. В. Латов, Н. В. Латова [и др.] ; отв. ред. Н. Е. Тихонова, Ю. В. Латов ; ФНИСЦ РАН. М. : ФНИСЦ РАН, 2023. C. 16-39.Ryazantsev I.P., Podlesnaya M.A., Pisarevskiy V.G. Spiritual education of the Russian Orthodox Church: challenges of secularization. In: Religiosity, Spirituality and Alternative Religious Movements, Peter Kondrla (ed.). Univerzita Konštantína Filozofa v Nitra, 2020. P. 121-140.Mukomel Vladimir. Diaspora – Partner in the Development of Tajikistan. International Organization for Migration. - Dushanbe, 2015, p. 131.Эндрюшко А. А.Постоянное проживание и натурализация в России: намерения и действия мигрантов // Адаптация и интеграция мигрантов в России: вызовы, реалии, индикаторы : [монография] / В. И. Мукомель, К. С. Григорьева, Г. А. Монусова [и др.] ; отв. ред. В. И. Мукомель, К. С. Григорьева ; ФНИСЦ РАН. – М. : ФНИСЦ РАН, 2022. С. 268-280.