Распространенность алкогольных проблем в России в периоды социально-экономических кризисов Позднякова М.Е., Брюно В.В.Распространенность алкогольных проблем в России в периоды социально-экономических кризисов // Социология и право. 2023. Т. 15, № 4. С. 466-484.ISSN 2219-6242DOI: 10.35854/2219-6242-2023-4-466-484EDN: TSJMDHРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=58644212Размещена на сайте: 10.01.24 Поискать полный текст на Google AcademiaСсылка при цитировании:Позднякова М.Е., Брюно В.В. Распространенность алкогольных проблем в России в периоды социально-экономических кризисов // Социология и право. 2023. Т. 15, № 4. С. 466-484. DOI: 10.35854/2219-6242-2023-4-466-484. EDN: TSJMDH.Pozdniakova M.E., Bryuno V.V. Prevalence of alcohol problems in Russia during periods of socio-economic crises. Sociology and law. 2023. Vol. 15. No. 4. P. 466-484. DOI 10.35854/2219-6242-2023-4-466-484. EDN TSJMDH DOI: 10.35854/2219-6242-2023-4-466-484.АннотацияСтатья посвящена изучению изменений в алкогольном поведении населения России за период более чем 40 лет. В фокусе исследования – связь социально-экономических кризисов и распространенности алкогольных проблем. Показано, что в периоды социальных и экономических кризисов могут себя проявлять две поведенческие модели: повышение употребления спиртного из-за усиления психологического дистресса, и снижение употребления вследствие бюджетных ограничений. Анализ статистических данных и материалов опросов позволяет заключить, что для России характерны большие и многократные колебания распространенности употребления алкоголя. На материалах количественных данных рассмотрена динамика самочувствия граждан и употребления ими алкогольных напитков за период с 1994 по 2022 гг. Рассмотрены такие параметры как уровень удовлетворенности жизнью, уровень тревоги по поводу невозможности обеспечить себя самым необходимым в ближайшие 12 месяцев, а также самооценка экономического положения и ощущение собственного бесправия. Выявлено, что напряженной алкогольной ситуации в России способствует не столько тяжелое экономическое положение, сколько сам процесс резких трансформаций: при этом изменение социально-экономической ситуации, как в лучшую, так и в худшую сторону может повышать уровень алкоголизации Статья посвящена изучению изменений в алкогольном поведении населения России за период более чем 40 лет. В фокусе исследования – связь социально-экономических кризисов и распространенности алкогольных проблем. Показано, что в периоды социальных и экономических кризисов могут себя проявлять две поведенческие модели: повышение употребления спиртного из-за усиления психологического дистресса, и снижение употребления вследствие бюджетных ограничений. Анализ статистических данных и материалов опросов позволяет заключить, что для России характерны большие и многократные колебания распространенности употребления алкоголя. На материалах количественных данных рассмотрена динамика самочувствия граждан и употребления ими алкогольных напитков за период с 1994 по 2022 гг. Рассмотрены такие параметры как уровень удовлетворенности жизнью, уровень тревоги по поводу невозможности обеспечить себя самым необходимым в ближайшие 12 месяцев, а также самооценка экономического положения и ощущение собственного бесправия. Выявлено, что напряженной алкогольной ситуации в России способствует не столько тяжелое экономическое положение, сколько сам процесс резких трансформаций: при этом изменение социально-экономической ситуации, как в лучшую, так и в худшую сторону может повышать уровень алкоголизацииКлючевые слова:алкоголь потребление алкоголя социально-экономический кризис трудоспособное население alcohol alcohol consumption socio-economic crisis working population Рубрики: Социология девиантного поведенияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Позднякова М. Е.К проблеме употребления психоактивных веществ различными группами населения // Алкоголь в России: материалы седьмой науч.-практ. конф., Иваново, 25-26 ноября 2016 г. - Иваново, 2016. - 180 с. С. 40-51.Ларина Е. В.Повышение возрастного ценза для продажи алкоголя как метод снижения потребления спиртного // Алкоголь в России: материалы восьмой науч. конф., Иваново, 27-28 октября 2017 г. – Иваново, 2018. С. 68-71.Позднякова М. Е.Алкоголь и наркотики // За здоровый образ жизни (борьба с социальными болезнями) / Редкол.: Б.М. Левин (отв. ред.), Ю.Н. Иконникова, Л.П. Николаева – Москва: Институт социологии РАН, 1993. – 139 с. C. 69-87.Позднякова М. Е., Брюно В. В.Алкогольный рынок и распространенность алкогольных проблем в России в условиях распространения COVID-19 // Свободная мысль. 2022. № 4 (1694). С. 163-178.Позднякова М. Е., Брюно В. В.Изменение отношения населения к спиртному как фактор дестабилизации алкогольной ситуации в стране // Алкоголь в России: материалы восьмой науч. конф., Иваново, 27-28 октября 2017 г. – Иваново, 2018. – 96 с. С. 30-39.