Практики чтения в условиях трансформации коммуникационных процессов
Бояркина С.И., Титов В.И.
Практики чтения в условиях трансформации коммуникационных процессов // Петербургская социология сегодня. 2023. № 21. С. 89-107.
ISSN 2308-3166
DOI: 10.25990/socinstras.pss-21.dqdx-s350
EDN: KCCBUQ
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=55823521
Размещена на сайте: 13.01.24
Текст статьи на сайте журнала URL: https://pitersociology.ru/ru/node/909 (дата обращения 13.01.2024)
Ссылка при цитировании:
Boyarkina S.I., Titov V.I. Reading Practices in the Context of Communication Processes Transformation. St. Petersburg Sociology Today. 2023. No. 21. Pp. 89-107. DOI: 10.25990/socinstras.pss-21.dqdx-s350.
Аннотация
В статье рассматриваются современные тенденции динамики читательских практик, описываются традиции теоретических и эмпирических исследований, проводимых в данной области. Результаты репрезентативных опросов свидетельствуют о появлении возрастных различий в практиках чтения, касающиеся не только прагматических оснований выбора формата чтения (цифровой / бумажный), но и установок субъекта, предопределяющих возникновение интереса к книге, оценку ее содержания и дальнейшую трансляцию воспринятых смыслов. В числе наиболее веских причин наблюдаемых возрастных дифференциаций оказываются не только технико-технологические последствия развития информационно-коммуникационной сферы, но и глубокие трансформации социокультурного контекста, мировоззренческих установок и индивидуальных ценностных ориентаций представителей разных поколений. Пилотажное исследование, проведенное авторами методом онлайн-опроса, позволило обозначить перспективные направления дальнейших исследований, главным из которых является анализ возрастных и демографических различий в способах взаимодействия с социальным окружением, вовлеченности близкородственных связей в процессы селекции, интерпретации и трансляции литературного наследия.
Ключевые слова:
культура постмодернизм чтение цифровизация возрастные группы молодежь culture postmodernity reading digitalization age groups youthРубрики:
Социология культурыСоциальная структура и стратификация
Возможно, вам будут интересны другие публикации:
- Ломбина Т.Н., Юрченко О. В.
Проблемы смыслового чтения в младших классах // Изучаем чтение: форматы и практики. Материалы II Научно-практической лаборатории / Российская государственная детская библиотека; ред.-сост. Е.А. Колосова. – Москва, 2021. – С. 126-131. - Кузнецов Р. С., Лагутина М.А.
Подходы к цифровизации высшего образования // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. Вып. 5 / Отв. ред. А. Л. Арефьев; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 219-231. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9417 - Демиденко С. Ю.
NEET-молодежь как социальное явление: структура, основания типологизации, подходы к исследованию // Саморегуляция в молодежной среде: типологизация и моделирование : монография / Ю. А. Зубок, О. А. Александрова, М. Б. Буланова [и др.] ; под общ. ред. Ю. А. Зубок ; ФНИСЦ РАН. – Белгород : «Эпицентр», 2022. С. 116-127. - Кравченко С. А.
Цифровизация образования: риски дегуманизации // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов [Электронный ресурс]: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020 г.) / Отв. ред. В.А. Мансуров; ред. Е.Ю. Иванова. – Москва: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. С. 3179-3184. 1 электрон. опт. диск 12 см. (CD-ROM) - Ломбина Т.Н., Юрченко О. В.
Проблема понимания текста в начальной школе // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов [Электронный ресурс]: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020 г.) / Отв. ред. В.А. Мансуров; ред. Е.Ю. Иванова. – Москва: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. С. 1876-1881. 1 электрон. опт. диск 12 см. (CD-ROM)