Кинематограф в регионах РФ: советские киностудии и современное состояние Левченко Н.В.Кинематограф в регионах РФ: советские киностудии и современное состояние // Социология. 2023. № 5. С. 183-194.ISSN 1812-9226DOI: 10.24412/1812-9226-2023-5-183-194РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=54879441Размещена на сайте: 13.01.24Текст статьи/выпуска на сайте журнала URL: https://soziologi.ru/upload/iblock/11f/44os23qfuncbwe8baozyq4db9duusej8/Социология%20№5%202023.pdf (дата обращения 13.01.2024)Ссылка при цитировании:Левченко Н.В. Кинематограф в регионах РФ: советские киностудии и современное состояние // Социология. 2023. № 5. С. 183-194. DOI: 10.24412/1812-9226-2023-5-183-194.Levchenko N.V. Cinematography in the regions of the Russian Federation: Soviet film studios and current state. Sociology. 2023. No. 5. Pp. 183-194. DOI: 10.24412/1812-9226-2023-5-183-194.АннотацияПредметом исследования является региональный кинематограф. В статье приводится краткий обзор деятельности киностудий, созданных в советскую эпоху. Исследование было направлено на изучение выявление специфики, как ряда кинофильмов региональных советских киностудий, так и современного авторского кино. Были отобраны и проанализированы основные картины режиссеров, а также проведен анализ публикаций СМИ и рецензии журналистов, посвященных данной теме. На примере Свердловской киностудии раскрываются особенности функционирования крупных советских киностудий, которые сохранились на сегодняшний день. Как показал анализ научной литературы, кинематограф рассматривается с разных ракурсов. Представители семиотического подхода анализировали фильмы как знаковые системы, герменевтический подход основан на визуальной репрезентации и интерпретации различных образов в фильмах, при дискурсивном анализе смысл произведения зависит от интерпретаторов. В тоже время на сегодняшний научные труды, посвященные современным региональным кинофильм, как правило, касаются развития определенного локального этнического кино. В тоже время исследования, касающиеся вопросов развития кинематографа в регионах, а также сравнительному анализу кинематографа в различных регионах уделяется недостаточно внимания. Основные выводы исследования: большинство советских региональных киностудий в настоящее время либо прекратили свою деятельность, либо фокусируются преимущественно на документальных фильмах. В результате политических, экономических, культурных, и социальных трансформаций советское киноискусство перестает существовать как феномен массовый и активно развивается в регионах России. Показано как через региональные кинофильмы кинорежиссеры освещают такие темы, как: раскрытие исторических событий, социальные проблемы жителей городов и деревень, особенности местного фольклора.Ключевые слова:семиотический подход классический киноведческий анализ визуальный материал региональное кино кинематограф художественные документальные фильмы советские киностудии контрпункты авторское кино semiotic approach classical film analysis visual material regional cinema cinematography feature films documentaries Soviet film studios counterpoints auteur cinema Рубрики: Региональная социологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Левченко Н. В., Роговая А. В.Особенности кинематографа российских регионов: конструирование социальных смыслов // Артикульт. 2023. № 4 (52). С. 72-86.Левченко Н. В.Театральное искусство и кино в Бурятии: история и современность // Трансграничье Востока России в модернизационных процессах XX–XXI вв. (к 100-летию Республики Бурятия): сб. науч. ст. / науч. ред. Б. В. Базаров; ред. кол. М. Н. Балдано [и др.]. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2023. – С. 349-351.Абрамов Р. Н.Донбасс как пространство социалистического энтузиазма, памяти и травмы: кинематографические и литературные образы // Laboratorium: Журнал социальных исследований. 2018. №. 1. С. 79-93. На англ. яз.