Неравенство инвестиций в человеческий капитал российских детей Мареева С.В., Слободенюк Е.Д.Неравенство инвестиций в человеческий капитал российских детей // Terra Economicus. 2022. Т. 20. № 3. С. 98-115.ISSN 2073-6606DOI: 10.18522/2073-6606-2022-20-3-98-115РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49546308Размещена на сайте: 02.02.24Текст статьи на сайте журнала URL: https://te.sfedu.ru/evjur/data/2022/3/mareeva_slobodenyuk.pdf (дата обращения 02.02.2024)Ссылка при цитировании:Мареева С.В., Слободенюк Е.Д. Неравенство инвестиций в человеческий капитал российских детей // Terra Economicus. 2022. Т. 20. № 3. С. 98-115. DOI: 10.18522/2073-6606-2022-20-3-98-115.Mareeva S., Slobodenyuk E. (2022). Unequal investing in the human capital of children (The case of Russia). Terra Economicus 20(3), 98–115 (in Russian). DOI: 10.18522/2073-6606-2022-20-3- 98-115 DOI: 10.18522/2073-6606-2022-20-3-98-115.АннотацияВ статье на данных РМЭЗ НИУ ВШЭ проведен эмпирический анализ конфигурации неравенства в инвестициях в человеческий капитал детей в современном российском обществе и оценка произошедших в ней изменений под влиянием коронакризиса. Показано, что положение домохозяйства в социально-экономических иерархиях по уровню образования, профессиональному статусу, уровню дохода и субъективному самоощущению дифференцирует практики инвестиций в образование детей. Нарастание доли домохозяйств, инвестирующих в человеческий капитал детей, происходит отдельно по мере перемещения от менее к более благополучным позициям в каждой из этих иерархий. В период 2013–2018 гг. число семей, осуществлявших расходы на образование детей, возрастало, однако новый кризис, вызванный пандемией, повлек откат ситуации, нивелировав эти результаты во всех группах, кроме наиболее благополучных. С точки зрения охвата младшего поколения россиян дополнительными (для школьников – вне школы, для дошкольников – вне семьи) занятиями оказывается, что дети достаточно активно вовлечены в разные виды творческого развития, менее активно – в спортивные занятия, в наименьшей степени – в занятия, направленные на получение углубленных знаний. Коронакризис сократил вовлеченность и в спортивные, и в творческие занятия детей как из благополучных, так и из менее благополучных домохозяйств. Вовлеченность в получение дополнительных знаний оказалась наиболее устойчивой к этому внешнему шоку. Дети, получающие дополнительные знания, локализуются в домохозяйствах с высоким социальным статусом по различным осям, но даже в них составляют меньшинство. Многостороннее развитие ребенка, т.е. включенность во все три типа дополнительных занятий, практически не встречается, в то время как полная исключенность из каких-либо форм внешкольных / внесемейных развивающих активностей распространена достаточно широко.Ключевые слова:человеческий капитал инвестиции в человеческий капитал человеческий капитал детей неравенство последствия пандемии human capital human capital investments human capital of children inequality pandemic Рубрики: Социальная структура и стратификацияЭкономическая социологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Аникин В. А.Человеческий капитал - что это? // Аист на крыше. Демографический журнал. 2018. № 6. С. 2-5.Диденко Д. В.Человеческий капитал России в контексте социально-экономической модернизации // Россия и современный мир. 2015. № 4. С. 174-187.Гимпельсон В. Е.Нужен ли российской экономике человеческий капитал? Десять сомнений // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 129-143.Тихонова Н. Е., Латов Ю. В.Подходы к анализу субъектов постиндустриального прорыва и роли их человеческого капитала в развитии обществ современного типа // Человеческий капитал российских профессионалов: состояние, динамика, факторы : [монография] / Н. Е. Тихонова, Ю. В. Латов, Н. В. Латова [и др.] ; отв. ред. Н. Е. Тихонова, Ю. В. Латов ; ФНИСЦ РАН. М. : ФНИСЦ РАН, 2023. C. 16-39.Аникин В. А.Человеческий капитал в посткризисной России: состояние и отдача // Journal of Institutional Studies. 2018. Т. 10. № 2. С. 90-117