Эмиграция молодежи из Таджикистана в страны Организации экономического сотрудничества и развития: история и современные тренды. Рязанцев С.В., Письменная Е.Е., Рахмонов А.Х.Эмиграция молодежи из Таджикистана в страны Организации экономического сотрудничества и развития: история и современные тренды. // Oriental Studies. 2023. Т. 16. № 6. С. 1418-1443.ISSN 2619-0990DOI: 10.22162/2619-0990-2023-70-6-1418-1443EDN: BJKBNKРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=61486675Размещена на сайте: 11.03.24Текст статьи на сайте журнала URL: https://kigiran.elpub.ru/jour/article/view/4915/2977 (дата обращения 11.03.2024)Ссылка при цитировании:Рязанцев С.В., Письменная Е.Е., Рахмонов А.Х. Эмиграция молодежи из Таджикистана в страны Организации экономического сотрудничества и развития: история и современные тренды. // Oriental Studies. 2023. Т. 16. № 6. С. 1418-1443. DOI: 10.22162/2619-0990-2023-70-6-1418-1443. EDN: BJKBNK.Ryazantsev S. V., Pismennaya E. E., Rakhmonov A. Kh. Youth Migration from Tajikistan to OECD Member Countries: History and Present-Day Trends. Oriental Studies. 2023; 16(6): 1418–1443. (In Russ.). DOI: 10.22162/2619-0990-2023-70-6-1418-1443 DOI: 10.22162/2619-0990-2023-70-6-1418-1443.АннотацияВведение. Таджикистан как страна с молодой возвратной структурой населения в последние годы становится заметным участником в различных потоках миграции. Большое число трудовых мигрантов из Таджикистана в страны Организации экономического сотрудничества и развития отмечается с 2014 г., что связывают с падением курса рубля и снижением доходов мигрантов в России в валютном эквиваленте. Вместе с тем традиционно таджикистанская молодежь выезжала на обучение в Россию и Казахстан, но в последние десятилетия также значительно возрос поток в страны Организации экономического сотрудничества и развития. Целью данной статьи является выявление причин и особенностей переориентации потоков образовательных мигрантов из Таджикистана на новые географические направления, а именно — на страны Организации экономического сотрудничества и развития. Материалы и методы. В настоящем исследовании использовалось два метода: статистический, позволивший проанализировать данные о численности и структуре образовательной эмиграции из Таджикистана, и социологический, с помощью которого были проанализированы результаты социологических опросов и интервьюирования экспертов (вторичный анализ социологических данных). В качестве основных источников информации для статьи были использованы данные Организации экономического сотрудничества и развития из доклада «OECD.Stat», а также результаты авторского социологического опроса молодых людей из Таджикистана, которые обучаются в странах Организации экономического сотрудничества и развития. Опрос проводился онлайн среди граждан Таджикистана, проживающих и обучающихся в странах Организации экономического сотрудничества и развития. Выборка была случайной. Объем выборки составил 417 человек, которые обучались на момент проведения опроса в Австрии, Германии, США и Канаде. Главная цель социологического опроса — выявить стратегии адаптации молодых эмигрантов из Таджикистана в странах Организации экономического сотрудничества и развития. Результаты. В статье представлены результаты авторского социологического исследования, главная цель которого состояла в выявлении тенденций миграции и стратегий адаптации молодых эмигрантов из Таджикистана в странах Организации экономического сотрудничества и развития. Половина выпускников вузов Таджикистана пытается продолжить обучение и / или найти работу за рубежом, используя Интернет. Многие видят образовательную миграцию как один из каналов эмиграции. Этот процесс сопровождается получением гражданами Таджикистана еще одного образования или переквалификацией, признанием таджикистанских дипломов, прохождением соответствующих курсов в странах приема. Они быстро адаптируются на рынках труда в странах Организации экономического сотрудничества и развития: поиск работы занимает «меньше месяца» или «от 1 до 3 месяцев». Рабочий язык для большей части таджикских мигрантов английский и немецкий, а устраиваются они на работу в сферы образования и медицины, что свидетельствует о высоком уровне образования.Ключевые слова:Таджикистан страны Организации экономического сотрудничества и развития студенты молодежь образовательная миграция трудовая миграция эмиграция Tajikistan OECD member countries students youth educational migration labor migration emigration Рубрики: Социология образованияСоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Рахмонов А. Х.Социально-экономическая адаптация мигрантов из Таджикистана в страны ОЭСР // V Нижневолжские чтения «Социально-политические, экономические и демографические аспекты развития современного общества» [Текст] : материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Волгоград, 8–9 окт. 2021 г. / редкол.: В. А. Дзедик (отв. ред.) [и др.]. – Волгоград : Изд-во ВолГУ. С. 207-212.Рахмонов А. Х.Гендерные аспекты трудовой миграции из Таджикистана в США: тенденции и перспективы развития // Труды института бизнес-коммуникаций. Т. 9. / Минобрнауки РФ ; ФГБУ ВО «С.- Петерб. гос. ун-т промышленных технологий и дизайна» ; под общ. ред. М. Э. Вильчинской-Бутенко. – СПб.: СПбГУПТД, 2021. C. 55-59. (На англ. яз.)Rakhmonov A.Kh. Impact of remittances of labor migrants from OECD countries on job creation in Tajikistan. Bulletin the National academy of sciences of the Republic of Kazakhstan. 2021. Vol. 5. No. 393. Pp. 108–119.Рахмонов А. Х.Образовательная миграция из Таджикистана в Россию: тенденции и последствия // Управление. 2022. Т. 10. № 3. С. 59–67.Рахмонов А. Х.Факторы эмиграции IT-специалистов из Таджикистана в Россию // Теория и практика современной науки: взгляд молодежи: материалы II международной научно-практической конференции на английском языке. В 2 ч. / Минобрнауки РФ; ФГБОУ ВО «С.-Петерб. гос. ун-т промышленных технологий и дизайна»; сост. Е. Н. Лашина, М. С. Липатов; под общ. ред. В. В. Кирилловой. — СПб.: ВШТЭ СПбГУПТД, 2023. — Ч. I. С. 212-216.