Методолого-методический анализ соотношения религиозной и конфессиональной самоидентификаций (на примере изучаемых субъектов РФ) Кублицкая Е.А.Методолого-методический анализ соотношения религиозной и конфессиональной самоидентификаций (на примере изучаемых субъектов РФ) // Научный результат. Социология и управление. 2024. Т. 10. № 1. С. 11-27.ISSN 2408-9338DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-1-0-2EDN: XIPWEAРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=65463951Размещена на сайте: 01.04.24Текст статьи на сайте журнала URL: https://rrsociology.ru/journal/article/3375/ (дата обращения 01.04.2024)Ссылка при цитировании:Кублицкая Е.А. Методолого-методический анализ соотношения религиозной и конфессиональной самоидентификаций (на примере изучаемых субъектов РФ) // Научный результат. Социология и управление. 2024. Т. 10. № 1. С. 11-27. DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-1-0-2. EDN: XIPWEA.Kublitskaya, E. A. (2024), “Methodological and methodical analysis of the correlation of religious and confessional self-identification (on the example of the studied subjects of the Russian Federation)”, Research Result. Sociology and Management, 10 (1), 11-27. DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-1-0-2 DOI: 10.18413/2408-9338-2024-10-1-0-2.АннотацияСтатья посвящена актуальной проблеме изучения религиозной и конфессиональной самоидентификаций населения на постсоветском пространстве. Используя результаты массовых социологических опросов среди населения регионов РФ, проведенных в период с 2008 по 2021 гг. в ИСПИ ФНИСЦ РАН и ИДИ ФНИСЦ РАН, при этом опираясь на последние результаты исследований трех регионов РФ (Москва, республика Мордовия, Белгородская область), автор излагает методологические и методические положения, которые следует учитывать при изучении религиозности населения, всего секуляризационного процесса в условиях трансформации социально-политической, этноконфессиональной, культурологической сфер в российском обществе. Материалы социологического мониторинга доказывают, что идентификация религиозной и конфессиональной приверженности индивида не совпадают. Любая конфессиональная идентичность значительно превышает религиозную идентичность независимо от региональной специфики субъектов Российской Федерации. Социологический поиск выявил, что конфессиональная идентификация субъекта – сложный, многомерный тип социальной идентичности, так как включает в себя с необходимостью не менее пяти маркеров: религиозный, этнический, исторический, культурологический, территориальный. В зависимости от региональных особенностей, этнической принадлежности, политической ориентации и т.д., на первый план в конфессиональной самоидентификации может выступить любая из указанных составляющих. Автор доказывает, что подмена мировоззренческой стороны религиозной идентичности на конфессиональную ведет, несомненно, не только к завышению численности религиозного населения, но и к возможно неверной трактовке направленности, характера и особенностей протекания секуляризационного процесса, и в определенной степени этноконфессиональной напряженности в регионах РФ. Социологические исследования последних лет, указывают на статику или некоторое снижение численности религиозного населения в некоторых субъектах России при росте численности православных. На основании многолетнего мониторинга российских субъектов федерации сделан вывод, что православие, все чаще выступает как социокультурный и этнический фактор общероссийской идентичности.Ключевые слова:религиозная идентичность (религиозная самоидентификация) конфессиональная идентичность (конфессиональная самоидентификация) религиозность атеизация секуляризация национальность население молодежные группы religious identity (religious self-identification) confessional identity (confessional self-identification) religiosity atheization secularization nationality population youth groups Рубрики: Социология религииСоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Кублицкая Е. А.Kublitskaya E.A. Specificity of Manifestations of Religious and Confessional Identities in the Regions of Russia Sociological Monitoring) // Religions, Identities, Policies (Points of Convergence and Divergence). Book of Abstracts. Forum for religious issues of the Institute of Social sciences. Belgrade: Institute of Social sciences, 2020. P. 8-9.Мчедлова М. М.Религиозная и конфессиональная идентичность // Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание. Отв. ред. И.С. Семененко. – М.: Изд-во «Весь мир», 2017. – 992 с. С. 334-339. Кублицкая Е. А.Процесс десекуляризации в столичном мегаполисе // Вторые декабрьские социально-политические чтения «Как живешь, Россия?». Российское социальное государство и гражданское общество в 2020 году: реализация национальных проектов в условиях постпандемической реальности: материалы научно-практической конференции (Москва, 10 декабря 2020 г.) / Отв. ред. О. П. Новоженина; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 284-296. URL: http://испи.рф/product/декчтения-2Зубок Ю. А., Селиверстова Н. А.Саморегуляция воспроизводства религиозной самоидентификации молодёжи // Российское общество и государство: основания устойчивости и тенденции изменений. Социальная и социально-политическая ситуация / Н. В. Березина, Н. М. Великая, О. В. Гребняк [и др.] ; отв. ред. В. К. Левашов ; ФНИСЦ РАН. — М. : ФНИСЦ РАН, 2024. — С. 230-257.Мукомель В. И., Хайкин С.Р.Крымские татары после «Крымской весны»: проблема идентичности // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19-21 октября 2016 года) [Электронный ресурс] Материалы V Всероссийского социологического конгресса / отв. ред. В.А. Мансуров — Электрон. дан.— М.: Российское общество социологов, 2016. С. 4357-4367.