Постпандемия: итоги и перспективы цифровизации высшего образования Юдина Т.Н., Сёмочкина Н.Н.Постпандемия: итоги и перспективы цифровизации высшего образования // Цифровая социология. 2024. Т. 7. № 1. С. 86-96. ISSN 2658-347ХDOI: 10.26425/2658-347X-2024-7-1-86-96EDN: AFTAGVРИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=65618965Размещена на сайте: 03.06.24Текст статьи на сайте журнала URL: https://digitalsociology.guu.ru/jour/article/view/300 (дата обращения 03.06.2024)Ссылка при цитировании:Юдина Т.Н., Сёмочкина Н.Н. Постпандемия: итоги и перспективы цифровизации высшего образования // Цифровая социология. 2024. Т. 7. № 1. С. 86-96. DOI: 10.26425/2658-347X-2024-7-1-86-96. EDN: AFTAGV.Yudina T.N., Semochkina N.N. Post-pandemic: results and prospects of digitalization of higher education. Digital sociology. 2024. Vol. 7. No. 1. Pp. 86-96. DOI: 10.26425/2658-347X-2024-7-1-86-96.АннотацияВ статье предпринята попытка анализа промежуточных итогов цифровизации системы российского высшего образования в период постпандемии. Методами исследования выступили анализ нормативно-правовой документации, статистический анализ данных Федеральной службы государственной статистики, вторичный анализ результатов исследовательских центров Высшей школы экономики, Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова и др. Основные результаты связаны с анализом динамики показателей трансформации социального пространства в системе высшего образования в процессе цифровизации. Авторы рассматривают цифровизацию высшей школы как фактор, который поддерживает социальное неравенство и стимулирует развитие его новых форм. Авторы приходят к выводу, что сохранение дистанционных форм обучения в вузах закрепляет коммуникативные барьеры как внутри студенческой среды, так и между студенческим и преподавательским сообществами. Особый акцент делается на замедленной скорости повышения уровня цифровой грамотности преподавателей. В ходе анализа авторы приходят к выводу, что трансформация высшей школы через цифровизацию процесса все еще идет достаточно сдержанными темпами вследствие медленного оснащения вузов необходимыми для перехода на «цифру» финансовыми, техническими, кадровыми ресурсами. Новизна работы состоит в фиксировании итогов трансформации социальных отношений в рамках системы высшего образования в условиях цифровизации и определения ее характерных особенностей, в том числе уровня готовности участников образовательного процесса к реализации определенных государством векторов трансформации высшей школы РоссииКлючевые слова:постпандемия высшее образование высшая школа цифровизация цифровая грамотность цифровое неравенство образовательное неравенство дистанционное обучение post-pandemic higher education higher education digitalization digital literacy digital inequality educational inequality distance learning Рубрики: СоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Zakharova, V., Chernov, I., Nazarenko, T., Pavlov, P., Lyubchenko, V., & Kulikova, A. (2020). Social health and environmental behavior of students in the digital age. Cypriot Journal of Educational Sciences, 15(5), 1288-1294. https://doi.org/10.18844/cjes.v15i5.5167Yanitsky Oleg N. Creative Education: A View from Russia. Creative Education, 2019, Vol. 10, Issue 4, pp. 752-765.Galkin, K., Parfenova, O. (2022). The network society in the ‘new normal times’: Crisis digitalization and adaption of cultural organizations in the COVID-19. Current Sociology: 1–19.Тощенко Ж. Т.Производственная практика – неотложная потребность или имитация? // Научный результат. Социология и управление. 2023. Т. 9, № 4. С. 100-110.Согомонов А. Ю.Искусственный интеллект в университетской дидактике как вызов философии образования и профессиональной этике // Ведомости прикладной этики. 2024. № 1 (63). С. 77-93.