Китайские рабочие на строительстве КВЖД 1898-1900 гг.



Дацышен В.Г.
Китайские рабочие на строительстве КВЖД 1898-1900 гг. // Проблемы Дальнего Востока. 2024. № 1. С. 109-124.
ISSN 0131-2812
DOI: 10.31857/S0131281224010095
EDN: OULZNP
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=67921388

Размещена на сайте: 15.08.24

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Дацышен В.Г. Китайские рабочие на строительстве КВЖД 1898-1900 гг. // Проблемы Дальнего Востока. 2024. № 1. С. 109-124. DOI: 10.31857/S0131281224010095. EDN: OULZNP.
Datsyshen V.G. Chinese workers at the construction of the Chinese Eastern Railway 1898-1900. Far Eastern Affairs. 2024. No. 1. P. 109-124. DOI: 10.31857/S0131281224010095.

Аннотация

В российской историографии строительства Китайской Восточной железной дороги сложилась традиция изучения вклада россиян в строительство дороги и города Харбина. Однако наряду с русскими здесь работали китайцы, которые с первых дней строительных работ составляли большинство рабочих. Опираясь на свидетельства русских строителей КВЖД и первых исследователей дороги, восстанавливается историческая картина участия китайцев в строительстве дороги и города Харбина, выявляется комплекс вопросов и проблем, связанных с привлечением китайцев на стройку, организацией работ, взаимоотношением представителей двух народов и государств. Для работы привлечены как опубликованные материалы, так и документы, хранящиеся в архивных фондах России и США, документы русского и китайского происхождения. Хронологические рамки исследования ограничены первым этапом строительства Китайской Восточной железной дороги (1898 — начало 1900 гг.). Первые китайские рабочие прибыли на место строительства с русскими инженерами или были набраны на месте. Затем было набрано и отправлено на строительные работы несколько десятков тысяч китайцев, в подавляющем большинстве посредством больших контрактов, заключенных в провинциях Шаньдун и Чжили (Хэбэй). Первым и самым значимым китайским подрядчиком, организовавшим поставку рабочих и организацию их работ, был предприниматель Цай Ляньби, сотрудничавший с начальником строительства инженером А.И. Юговичем. Первый опыт русско-китайского взаимодействия на строительстве КВЖД был сложным и противоречивым, однако в целом он был успешным, что и обусловило будущее плодотворное русско-китайское взаимодействие на КВЖД на протяжении нескольких десятилетий.

Ключевые слова:

Китайская Восточная железная дорога китайские рабочие Харбин Цай Ляньби строительство КВЖД Chinese Eastern Railway Chinese workers Harbin Cai Lianbi construction of the CER

Рубрики:

Смежные дисциплины



Возможно, вам будут интересны другие публикации: