Параметры благополучия студенческой семьи в современной России: основные проблемы и поиск ресурсов



Ростовская Т.К., Васильева Е.Н., Никольский В.С.
Параметры благополучия студенческой семьи в современной России: основные проблемы и поиск ресурсов // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 7. С. 15-31.
ISSN 0869-3617
DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-7-15-31
EDN: DGYWQL
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=69156979

Размещена на сайте: 15.08.24

Текст статьи на сайте журнала URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/5066/2374 (дата обращения 15.08.2024)


Ссылка при цитировании:

Ростовская Т.К., Васильева Е.Н., Никольский В.С. Параметры благополучия студенческой семьи в современной России: основные проблемы и поиск ресурсов // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 7. С. 15-31. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-7-15-31. EDN: DGYWQL.
Rostovskaya, T.K., Vasilieva, E.N., Nikolskiy, V.S. (2024). The Conditions of Functioning of the Student Family in Modern Russia: The Main Problems and Resources of Well-Being.Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 33, no. 7, pp. 15-31, doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-7-15-31 DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-7-15-31.

Аннотация

В РФ растет актуальность исследования института студенческих семей. Во-первых, студенческая семья является объектом социальной защиты, т.к. условия ее функционирования сопряжены с рядом проблем, следовательно, необходимы ресурсы для формирования или восстановления благополучия. Во-вторых, в связи со снижением в России общего коэффициента рождаемости и численности населения студенческие семьи можно рассматривать как ресурс демографического развития. В данном исследовании обсуждаются параметры благополучия разных типов студенческих семей. Цель данной работы – систематизировать параметры, определяющие благополучие студенческих семей, что позволит делать выводы о том, какие ресурсы необходимы семье. На первом этапе проведен теоретический анализ и уточнены определения понятия «студенческая семья». На втором этапе исследования методом массового опроса собраны социологические данные и проведён факторный анализ (метод главных компонент, нормализация Кайзера), позволивший определить тренды целеполагания студенческой молодежи, лежащие в основе формирования представлений о благополучии. Методологической базой исследования является теория запланированного поведения, что позволяет рассматривать установки студенческой молодежи как значимые для членов студенческих семей, включенные в социальную среду пространства высшего образования. В результате выявлено, какие установки являются базой формирования представлений о благополучии. Эмпирические данные получены в рамках Всероссийского социологического исследования «Студенческая семья России», проведенного ИДИ ФНИСЦ РАН в 2022 г., объем выборки составил 1388 студентов в возрасте 17-28 лет, получающих высшее профессиональное образование в 15 высших учебных заведениях 12 регионов России. В процессе исследования определены исторические условия изменения института студенческих семей, выявлены параметры благополучия, выделены разные типы студенческих семей.

Ключевые слова:

студенческая семья молодая семья благополучие семьи рождаемость брачное поведение студенческая молодежь ценности student family young family family well-being fertility marital behavior student youth values

Рубрики:

Социология семьи



Возможно, вам будут интересны другие публикации: